Профильные классы профориентация школьников


Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по различным программкам (профилям) с доминированием тех либо других предметов.

Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в согласовании с собственными интересами и способностями, также в соответствии с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы. В сложившейся практике обучение осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим. В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и т.д.. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий ВУЗ.

Стоит детям выбирать профиль обучения или лучше остаться в общеобразовательном классе? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Учеба по общеобразовательной программе делает среднее образование более сбалансированным. В то же время, у профильного обучения есть свои преимущества. Это, например, его профессиональная направленность, которая помогает старшеклассникам в выборе и освоении основ знаний по профессии. Поэтому выбор скорее находится в зависимости от целей ребенка. Конечно, в девятом классе он может не быть таким сознательным, как хотелось бы, и все таки к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно, и родители, также преподаватели и детский психолог. могут помочь ему в этом.

Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования. При таком типе обучения в основном учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным дисциплинам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в основном ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Очередной аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.

Как выбрать профиль обучения в школе

Нередко подросток выбирает профиль обучения, основываясь на том, что ему нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или в данной школе нет желаемого профиля, а в другую школу переходить не хочется. Школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Начинается такая подготовка в восьмых-девятых классах.

Профильные классы профориентация школьников

Курсы по выбору учащихся

Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение учащихся, которое направлено на осознанный выбор профиля обучения. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные курсы. Первые дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету. Вторые способствуют его самоопределению относительно профиля обучения в старших классах, а в итоге – профессии. Продолжительность одного курса – одна четверть. Это позволяет учащимся в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очередности.

Помощь родителей

Значительное влияние на профессиональный выбор ребенка оказывают его родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему чаду. Самое главное в таких случаях – помнить о том, что задача родных – помочь ребенку определиться с профессией, а не сделать выбор вместо него. Чтобы этот выбор был не только лишь самостоятельным, да и осознанным, важно подготовить к нему ребенка. Помогите ему найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней. Научите его уделять свое внимание свои ключевые способности и сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы. Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты, многие из которых можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно. Предложите ребенку пройти тест на профориентацию. Пусть он не до конца поможет с выбором профессии, но так хотя бы подросток сможет определиться с общим направлением: техническим или гуманитарным.

Наблюдательный родитель может обойтись и без специальных инструментов диагностики. Для этого взрослым важно знать наиболее яркие качества ребенка (его интересы, способности, характер). Выпишите их на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий. Узнать о том, как помочь ребенку выбрать профессию. вы можете узнать на портале «Я-родитель».

Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии могут приводить к серьезным конфликтам. Как разговаривать с подростком, если он, то молчит, то раздражается в ответ на ваши замечания? Ответ на этот вопрос дает семейный психолог Римма Теперик.