Профессиональная ориентация старшеклассников


Наглядно приобретенные результаты можно узреть на рисунке 1.

Рис.1 Формы профориентации старшеклассников

Согласно приобретенным данным, 60 % потрясающих управляющих употребляют в качестве формы профориентации старшеклассников – проф просвещение, что составило 6 человек, 40 % — исследование школьников, что составило 4 человека, 20 % — мастерски консультирование, что составило 2 человека.

Таким макаром, основной формой проф ориентации старшеклассников является проф просвещение — сообщение школьникам сведений о разных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, критериях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, методах и путях их получения, оплате труда.

На вопрос, «Какие способы Вы используете для проф ориентации старшеклассников», были получены последующие данные, выставленные в таблице 2:

Таблица 2. Способы профориентации старшеклассников

Наглядно приобретенные результаты можно узреть на рисунке 2.

Рис.2 Способы профориентации старшеклассников

Согласно приобретенным данным, профориентационные экскурсии проводятся всеми потрясающими руководителями, и является главным способом профориентации старшеклассников; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 50 % опрошенных потрясающих управляющих; личные и групповые беседы, в целях профориентации, практикуются 8 опрошенными потрясающими руководителями, что составило 8 человек; игры проводятся 7 потрясающими руководителями, что составило 70 % опрошенных учителей.

Таким макаром, существенное внимание уделяется потрясающим руководителями профориентационным экскурсиям, тогда как диагностике учащихся отводится малозначительное место.

На вопрос «Существуют ли у Вас собственные программки профориентации?», положительные ответы даны не были.

Чтоб убедиться в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование учащихся на проф самоопределение.

На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» были получены последующие данные, выставленные в таблице 3:

Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»

«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»

Наглядно приобретенные результаты можно узреть на рисунке 3

Рис. 3 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»

Согласно приобретенным данным, 61,7 % учащихся, что составляет 29 человек, еще не обусловились с выбором профессий; тогда как 38,2 % учащихся, что составляет 18 человек, имеют варианты собственной будущей профессии. Другими словами большая часть учащихся не избрали свою будущую профессию.

На вопрос, относительно источников познаний о профессиях были получены последующие данные, выставленные в таблице 4.

Таблица 4. Источники познаний о профессиях

1. беседы с родителями

3. сми

Наглядно приобретенные результаты можно узреть на рисунке 4.

Рис.4 Источники познаний о профессиях

Согласно приобретенным данным, 36,1 % учащихся именуют в качестве источника познаний о профессиях беседы с родителями, что составило 17 человек; 27,6 % в качестве источника познаний о профессиях именуют школу, что составило 13 человек; 21,2 % как источник познаний о профессиях выделяют разные профориентационные экскурсии на предприятия, в университеты, что составило 10 человек; 14,8 % источником познаний о профессиях именуют сми, что составило 7 человек. Другими словами, беседы с родителями, является главным источником познаний учащихся о профессиях.

Из 100 % опрошенных старшеклассников, 72,3 % учащихся, т.е. 34 человека, связывают профиль обучения со собственной будущей профессией.

На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со собственной будущей работой?», были получены последующие данные, выставленные в таблице 5:

Таблица 5. «Как вы связываете профиль вашего обучения со собственной будущей работой?»

1. буду работать по этой специальности

2. буду работать по идентичной специальности

3. пойду обучаться в данном направлении

Наглядно приобретенные результаты можно увидеть на рисунке 5

Рис. 5 Ответ на вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»

Таким макаром, согласно полученным данным, 26,4 % дали ответ «буду работать по этой специальности», что составило 9 человек; 23,5 % дали ответ «буду работать по схожей специальности», что составило 8 человек; 50 % дали ответ «пойду учиться в данном направлении», что составило 17 человек.

Тогда как, 27,7 %, что составляет 13 человек, не связывают профиль обучения со своей будущей профессией, и собираются выбрать другую специальность.

На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 6:

Таблица 6. Подготовка к будущей профессии

1. профильное обучение

2.посещение факультативов, курсов

3. знакомство с учебными заведениями и правилами приема

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 6

Рис. 6 Подготовка к будущей профессии

Согласно полученным данным, 100 % учащихся обучаются в профильных классах, что составило 47 человек; 46,8 % учащихся посещают факультативы, что составило 22 человека; 17 % учащихся посещают курсы, что составило 8 человек.

Таким макаром, инициативу и самостоятельность в подготовке к будущей профессии проявляет незначительное число учащихся, другими словами наблюдается

Таким макаром, деятельность классных руководителей является малоэффективной, т. к. более половины учащихся, не определены с выбором профессии, многими учащимися не связывается профиль обучения с их будущей профессией, также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями. Сильно мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию полностью, в силу наличия других обязанностей.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы — воспитание человека, умеющего ставить впереди себя достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Разработанная программа по профориентации направлена на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

1. приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии;

Профессиональная ориентация старшеклассников

2. планирование своего профессионального пути;

3. формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии;

4. содействие личностному развитию.

1. Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

2. Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления.

3. Активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся с целью ориентации на адекватный профессиональный выбор.

4. Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

5. Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.

Примерный перечень формируемых знаний и умений:

— учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

— учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Учебно-тематический план программы:

I. Мир профессий.Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность

Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума).

Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов.

1. Профессия типа “Человек – техника”.

2. Профессия типа “Человек – природа”.

3. Профессия типа “Человек – знаковая система”.

4. Профессия типа “Человек – человек”.

5. Профессия типа “Человек – художественный образ”.

6. Пути получения профессии

Значительное место необходимо отвести активизирующим методикам, которые направлены на формирования школьника и на вооружение его доступными средствами для реализации своих перспектив. Это профориентационные игры, игровые упражнения, дискуссии, активизирующие и ценностно-смысловые опросники.

II. Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников

Для данной работы могут использоваться следующие методики. Достоинством данных методик будет то, что кроме диагностической информации, они несут внутри себя и активизирующий потенциал.

— Исследование направленности личности (методика Кейрси).

— Методика исследования социальной направленности личности Дж. Голланда.

— Методика “Мотивы выбора профессии”.

— Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо).

— ЛПП (автор Пряжников Н.С).

— Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.

Каждое занятие содержит в себе теоретическую часть, на которой учащиеся знакомятся с необходимыми сведениями по основам психологии и профессиоведения, и практическую часть, где отрабатывают практические навыки принятия решения бесконфликтного общения и т.д.

Если занятия не построить по такой схеме, то они будут скучными, утомительными, неинтересными. Важно, чтобы подбор практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы, занимал большую часть, чем теория.

Для проведения занятий необходимо использовать следующие формы и методы: беседы, диагностические методики, творческие задания, экскурсии. Очень важно при подборе методик использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями.

III. Планирование профессионального пути

1. Современный рынок труда и его требования.

Понятие рынка профессий. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.

2. Мотивы и основные условия выбора профессии.

Понятие о мотивах выбора профессии. “Хочу – могу – надо” — необходимые условия правильного выбора.

3. Перспективы профессионального старта.

Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).

4. Построение образа профессионального будущего.

Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей.

5. Подготовка к будущей карьере.

Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.

6. Итоговое занятие “Перелистывая страницы”.

Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.

Таким макаром, в соответствии с темой исследования были выявлены следующие проблемы: работа по профориентации в старших классах является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий.

На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена программа по профориентации для старшеклассников.

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь зависимо от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

Поставленная в работе цель: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников – достигнута.

В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы профориентационной работы.

Эмпирическая часть показала, что, несмотря на то, что в школах ведется разнообразная работа по профориентации учащихся, она остается малоэффективной, и, одной из возможных причин может являться отсутствие единой программы профориентации, которая бы включала себя разнообразные по содержанию формы и методы профориентации.

Разработанная и предложенная программа по профориентации для старшеклассников направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Полученные результаты способствуют повышению эффективности профессиональной ориентации школьников, также в возможности использования полученных результатов для разработки рекомендаций и в консультировании старшеклассников.

Дальнейшая работа может быть направлена на реализацию данной программы, на проверку ее эффективности.

Список использованной литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — М. Академия, 1999. – 267 с.

2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. — М. МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. – 517 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.

4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. — М. Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.

5. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. — М. Просвещение, 1989. – 164 с.

6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. — М. Просвещение, 1979. – 119 с.

7. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М. Просвещение, 1980. – 113 с.

8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. — М. ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

9. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.

10. Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. — 1991. — № 3 — С. 69—77.

11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова — М. Тривола, 1995. – 360 с.

12. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.

13. Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667 с.

14. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М. Политиздат, 1982. – 255 с.

15. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. — М. Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.

16. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников. — М. Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.

17. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. — СПб. Питер, 1998. – 219 с.

18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб. Питер, 2000. – 269 с.

19. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб. Питер, 2001. – 416 с.

20. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л. Ленинград, 1991. – 274 с.

21. Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М. Педагогика, 1989. – 169 с.

22. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. — М. Владос-Пресс, 2001. – 96 с.

23. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 173 с.

24. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. — М. Просвещение, 1997. – 284 с.

25. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М. Педагогика, 1980. – 99 с.

Анкета по профессиональному самоопределению

1. Выбрали ли Вы свою будущую профессию?

2. Ваши намерения после окончания школы:

— попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ

3. Назовите источники ваших знаний о профессиях.

4. Почему Вы выбрали именно этот профиль обучения?

5. Как вы связываете профиль Вашего обучения со своей будущей работой?

6. Предпринимаете ли Вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

7. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом Вы это делаете.

Примерные вопросы для учителей

1. Ведется ли Вами систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся?

2. Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете в своей работе?

3. Какие методы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете в своей работе?

4. Проводите ли вы индивидуальную работу с учащимися?

5. Существуют ли у вас собственные программы профориентации старшеклассников?