Как выбрать профессию Сурдопедагога
Сурдопедагог — преподаватель, спец по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих деток, проводящий реабилитацию деток с кохлеарными имплантантами.
От лат. surdus — глухой.
Сурдопедагог – преподаватель, спец по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих деток, проводящий реабилитацию малышей с кохлеарными имплантантами.
Особенности профессии
Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром.
Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире.
Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.
Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.
В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII – начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.
У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.
И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).
Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).
Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.
Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:
В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.
• выявляет снижение слуха у детей;
• проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
• разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
• создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
• консультирует детей и их родителей и т.д.
Рабочее место
Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах.
Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.
Важные качества
Терпение, выдержка, чувство долга, артистизм, любовь к детям, уверенность в победе, хороший интеллект, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Знания и умения
Сурдопедагог должен знать особенности психологии глухого ребёнка (как он воспринимает мир, как трактует те или иные понятия и т.д.), знать основы физиологии слуха, владеть методиками работы с глухими детьми, в совершенстве владеть жестовой речью и дактильной азбукой.
- Московский педагогический государственный университет
Дефектологический факультет
Специальность «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль обучения «Сурдопедагогика»
- Московский городской педагогический университет
Факультет специальной педагогики
Специальность «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль обучения «Сурдопедагогика»
- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
Дефектологический факультет
Специальность «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль обучения «Сурдопедагогика»
И др. педагогические вузы.
А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу
Профориентация для взрослых. поменять профессию взрослому или уточнить направление движения в профессиональной жизни.
Профориентация для школьников. кем стать после школы, какую профессию выбрать?