Из школ хотят убрать философию и основы православной культуры
Законодатели предлагают лишить неосновные школьные предметы финансирования из госбюджета
Депутат Госдумы от «Справедливой Рф» Виктор Шудегов подготовил конфигурации в статью 11 ФЗ «Об образовании в РФ». Согласно поправке, законодатель предлагает устранить монополию Минобрнауки на формирование федеральных муниципальных образовательных эталонов и сделать механизм согласованной работы по подготовке эталонов вместе правительством РФ и Гос думой. Так, а именно, по предложению парламентария список предметов и количество часов на их должны прописываться и приниматься в рамках федерального законопроекта.
По словам Виктора Шудегова, конфигурации ориентированы на расширение обучения по главным предметам и ограничение неосновных, таких как философия либо базы православной культуры. Их законодатель планирует лишить финансирования из муниципального бюджета.
По мнению «эсера», детское сознание еще не способно воспринимать серьезные философские идеи и преподавание философии в школе является пустой тратой времени.
— Философия — это полезный предмет, но есть исследования, которые показывают, что детская психика еще не достигла такого уровня зрелости, чтобы данный предмет воспринять на соответствующем уровне. Также есть большие сомнения и по поводу различных религиозных предметов, — пояснил Виктор Шудегов. — Они могут быть полезны, но все-таки не входят в основную школьную программу, поэтому и их изучение детьми вполне резонно оплачивать за счет родителей или муниципалитетов, если они на это согласятся.
На сегодня, по словам законодателя, все неосновные предметы финансируются из государственного бюджета.
Такой предмет, как философия, не является сегодня обязательным для всех российских школьников, однако он преподается в профильных классах средних школ. «Основы православной культуры» (ОПК) с 2012 года являются полноценным учебным предметом, включенным Минобрнауки в школьную программу во всех регионах России. При всем этом ОПК входит в курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести циклов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». По словам депутата, все эти предметы должны финансироваться за счет родителей, а не госказны.
На момент написания статьи получить комментарий от Министерства образования «Известиям» не удалось.
Народный учитель России и директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес считает, что учебными планами должны заниматься специалисты в образовании, коими депутаты Госдумы не являются.
— Философия сейчас в школах преподается, но как отдельный предмет она фигурирует в программах профильных классов. Я считаю, что все решения по предметам, вариативности, профилированию должны принимать специалисты в области образования, — сказала Пильдес. — Сейчас есть 13 утвержденных учебных планов, наши учителя участвовали в экспертной работе по согласованию 63 учебников — всё это было согласовано профильными ведомствами.
Президент ассоциации детских психологов Александр Кузнецов считает, что учащиеся старших классов способны адекватно воспринимать философию как предмет.
— Традиционно считается, что самосознание ребенка до уровня готовности восприятия азов такой науки, как философия, созревает к 15 годам. Другими словами в старших классах ребенок уже вполне сможет усваивать программу университетского курса по этому предмету. Но даже и маленькие дети порой проявляют расположенность к философии, — заметил Кузнецов. — Весь вопрос в том, как и в какой форме преподавать. В нашей школьной системе довольно странно выстроен учебный план. В школе, где учится мой сын, на изучение истории Великой Отечественной войны дается всего один урок, тогда как тема настолько глубокая, что новую информацию можно впитывать всю жизни и всё равно останется много неясного. Несмотря на это, в школе детей часто перегружают. И в этом смысле проредить перечень предметов стоит.
Также детский психолог заметил, что философия в школьной программе берет на себя функции воспитания ребенка и стимулирует у него потребность в саморазвитии, учит рассуждению, что является необходимым элементом для развития личности.