Искусствознание — специальности и направления обучения
Список квалификаций и должностей
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В041600 — Искусствоведение присуждается академическая степень бакалавра искусствоведения, квалификации:
— искусствовед;
— театровед;
— киновед;
— кинотеледраматург.
Квалификации и должности определяются в согласовании с «Квалификационным справочником должностей управляющих, профессионалов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273-П.
Выпускники специализации искусствоведение могут работать в качестве: искусствоведов, киноведов, театроведов, кинотеледраматургов, педагогов высших учебных заведений, научных служащих, заведующих литературным отделом театра, работниками редакций, критиками и историками искусства, редакторами и т.д.
Квалификационная черта бакалавра специальности 5В041600 — Искусствоведение
Сфера проф деятельности
Наука, система образования, музейное дело, система управления, творческие организации в сфере искусства и культуры, сми, редакционно-издательские центры.
Объекты проф деятельности
Объектами проф деятельности являются: научно-исследоваельские университеты искусства и культуры, высшие учебные заведения искусства и культуры, редакции сми, музеи, галереи, худоественные салоны, ассоциации и творческие объединения проф деятелей искусств, научные центры, научно-творческие центры, творческие фонды, управления и отделы культуры; театры; учреждения культуры (кино-, видео-, телестудии); личные худо-жественно-творческие учреждения; худоестенные предприятия, реставраци-онные центры, архив.
Предметы проф деятельности
Предметами проф деятельности выпускников являются: исследования, формирование музейных коллекций, экспертиза, менеджмент, маркетинг, кинопроизведения, телевизионные программки, видеопродукция, сценические постановки.
Виды проф деятельности
Бакалавр по специальности 5В041600 — Искусствоведение может делать последующие виды проф деятельности:
— научно-творческой: изучить состояние и процессы в сфере современного искусства; рассматривать явления и тенденции, проводить экспертную оценку произведений искусства; учить исторические закономерности и развитие художественных традиций культурного наследства;
— образовательной (педагогической): вести обучение по особым дисциплинам в средних, средне-специальных учебных заведениях, образовательных отделах музеев, ставить и решать педагогические задачки, внедрять новые способы и формы преподавания;
— производственно-управленческой: организовывать работу в творческих организациях, объединениях, обществах в сфере культуры и искусства; управлять отделами культуры, подразделениями сми, редакционно-издательскими центрами, студиями;
— проектной: разрабатывать творческие проекты в разных сферах искусства, производить компанию и проведение фестивалей, конкурсов, конференций и симпозиумов, вести информационное и маркетинговое обеспечение творческих проектов.
Функции проф деятельности:
— научно-исследовательские;
— образовательные;
— коммуникативные;
— управленческие;
— экономические;
— творческие.
Типовые задачки проф деятельности:
— овладение проф способностями в области исследования истории искусства и культуры;
— основными учениями в области социально-гуманитарных и особых наук; этическими и правовыми нормами, регулирующими дела человека к человеку, обществу, окружающей среде;
— культурой мышления и умением на научной базе организовать собственный труд;
— умение определять и излагать актуальность научных тем, практических задач в области искусствознания и художественной критики;
— приобретение новых познаний;
— получение настоящего и высококачественного образования, проф компетентности в менеджменте, маркетинге в области искусства.
Направления проф деятельности:
-организация и воплощение в научно-исследовательской, образовательной, управленческой деятельности в различных сферах искусства;
— реализация требований национальной концепции образования;
— повышение научно-теоретических знаний и профессиональной квалификации;
— участие в различных конференциях и симпозиумах;
— разработка творческих проектов;
— проведение фестивалей и конкурсов, выставочных мероприятий.
Содержание профессиональной деятельности:
— организация научно-исследовательского процесса на уровне требований искусствоведческой науки и практики;
— работа с творческими организациями;
— научно-методическое общение с коллегами;
— исследование искусства определенного периода;
— лекторская в музеях;
— экскурсионная;
— исследование творчества художника, режиссера, актера, оператора;
— выступление с докладами на отечественных и международных конференциях;
— участие в творческих дискуссиях в рамках республиканских и международных кино и театральных фестивалей;
— участие в обсуждениях выставок и арт-акциях (перформанс, хeппенинг инсталляция, инвайронмент);
— публикация проблемно-тематических обзоров и статей в средствах массовой и специализированной печати;
— участие в проведении творческих и научных семинаров по проблемам современного искусства;
— осуществление перспективного и текущего планирования деятельности театрально-зрелищных предприятий.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В041600 – Искусствоведение
должен:
иметь представление о:
— истории искусств и особенностях мирового культурного процесса;
— научных методах исследования в области искусства;
— научных и философских концепциях мира;
— многообразии форм человеческого знания;
— духовных ценностях и их значении;
— политической и экономической жизни Республики Казахстан;
знать:
— всеобщую и отечественную историю искусства и культуры, закономерности их развития, особенности творческого процесса;
— теоретические основы творческой, организационной, методической и исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
уметь:
— применять теоретические знания в своей профессиональной деятельности;
— исследовать новые тенденции в современном искусстве;
— конструктивно и эффективно организовать свою профессиональную деятельность;
владеть:
— методологией системного исследования;
— методикой преподавания;
— профессиональными навыками в постановке и решении научных тем и практических задач в области искусствознания и художественной критики;
— основами редакционно-издательского дела и работы редактора в средствах массовой информации;
— умением работать с творческими коллективами;
иметь навыки:
— эффективного использования знаний и умений в организации научно-практической деятельности искусствоведа;
— ориентирования в контексте направлений в области искусств;
быть компетентным:
— в постановке и решении научно-исследовательских проблем, пособствующих повышению качества образования;
— в использовании методов научного исследования.
Содержание образовательных программ по специальности 5В041600 – Искусствоведение
Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Казахский (русский) язык
Иностранный язык
Информатика
Экология
Философия
Компонент по выбору
Базовые дисциплины
Обязательный компонент специализации: искусствоведение, театроведение, киноведение, кинодраматургия
Введение в специальность (по направлениям)
Мастерство критики — I
Мастерство критики — II (по направлениям)
Основы критики (І — ІV, инд. занятия, по направлениям)
История изобразительного искусства- I
История изобразительного искусства- II
История мирового театра — I
История мирового театра — II
История мирового кино — I
История мирового кино- II
Мастерство критики – III (по направлениям)
Просмотровый семинар и обсуждения (І-ІІ, по направлениям)
Компонент по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент специализации — Искусствоведение
Мастерство критики — IV
Галерейное дело
Теория искусствознания
История мировой архитектуры
Изобразительное искусство Казахстана
Изобразительное искусство Казахстана – II
История искусства зарубежного Запада
История искусства зарубежного Востока
Изобразительное искусство СНГ
История костюма
Компонент по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент специализации — Театроведение
Мастерство критики-IV
Теория театра
Теория драмы
История театра СНГ
История Казахского театра
История западноевропейского театра – I
История западноевропейского театра – II
Театр Востока
Компоненты по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент специализации —
Киноведение
Мастерство критики-IV
Теория кино
История казахского кино
Кино Европы — I
Кино Европы – II
История кино СНГ
История кино Центральной Азии
Компоненты по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент специализации — Кинотеледраматургия
Мастерство критики — IV
Теория драмы
Теория кино
История казахского кино
Кино Европы-I
Кино Европы-ІІ
История кино Центр. Азии
Компоненты по выбору
Дополнительные виды обучения
Физкультура
Практика
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Итоговая государственная аттестация
1) Написание и защита дипломной работы (проекта)
2) Государственные экзамены по специальности (дисциплина)
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В041600 – Искусствоведение