Бакалавриат и магистратура или специалитет
В 1997 году Наша родина подписала Болонскую конвенцию о присоединении к одному европейскому образовательному месту. Одним из базисных пт Болонского процесса является обычная для Европы 2-уровневая система образования. Она рассматривает бакалавриат, магистратуру и подготовку спеца в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Бакалавриат – 1-ый уровень, магистратура либо подготовка специалиста – второй.
Поступать в бакалавриат могут все выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Абсолютно ошибочно мнение, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Бакалавр – выпускник вуза, получивший за четыре года полноценное базовое высшее образование по выбранному направлению. Бакалавриат принят по международной классификации и понятен работодателям в мире. Выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени “Бакалавр”. Выбор места работы для него весьма широкий: это любое производство и офис, где нужен образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить любые документы. К достоинствам выбора бакалавриата можно отнести то, что уже через четыре года человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность. Ещё одно неоспоримое достоинство двухуровневой системы – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате четче очертить свои интересы и потребности и, исходя из этого, выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности. При всем этом обучение возможно как на бюджетной, так и на платной основе.
Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей (специалисты учатся 5-6 лет). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.
Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, потому что по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.
Вятский государственный университет в 2014 году осуществляет прием по 49 направлениям подготовки бакалавриата. по завершении которых можно продолжить учебу по программам магистратуры и 7 специальностям.
Магистратура – следующая ступень высшего образования, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению в течение двух лет. В магистратуре готовят людей, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, также деятельность, требующую аналитических и проектных навыков. Право участвовать в конкурсе для обучения в магистратуре предоставляется лицам, успешно завершившим обучение по программам бакалавриата. Обучение в магистратуре возможно как на бюджетной, так и на платной основе. В ВятГУ ежегодно увеличивается количество бюджетных мест на магистерские программы: в 2013 году – 81 бюджетное место, в 2014 – 129 бюджетных мест.
Необязательно поступать в магистратуру сразу по окончании бакалавриата. Это можно сделать и позже, когда возникнет необходимость получить более узкую специализацию или поменять профессию. Более того, Болонская система дает возможность стать бакалавром по одному направлению, а магистратуру закончить по другому. В данном случае выпускник получает два диплома о высшем образовании. Одним из компонентов Болонского процесса является академическая мобильность, которая позволяет студенту, закончив бакалавриат в одном вузе, поступить в магистратуру в другом.
Таким макаром, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система.