Структура системы образования России


Согласно Закону Русской Федерации «Об образовании», Русское образование представляет собой непрерывную систему поочередных уровней, на каждом из которых работают муниципальные, негосударственные, городские образовательные учреждения различных типов и видов [1]:

— дошкольные;
— общеобразовательные;
— учреждения для детей-сирот и деток, оставшихся без попечения родителей;
— проф (исходные, средние особые, высшие и т.п.);
— учреждения дополнительного образования;
— другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Муниципальные и городские образовательные учреждения производят свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответственных типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Самые общие (численные) характеристики Российской системы образования:

*Таблица составлена на основе данных Госкомстата России. [3, с. 39-40]

Структура системы образования России

Дальнейший аналитический материал будет содержать общие характеристики дошкольного и среднего образования, причем последнее рассматривается сначала в связи с высшим (университетским) образованием, занимающем важнейшее место в системе образования России. Именно ему будет уделено повышенное внимание в данном обзоре.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением ( 1995 г .) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Структура системы образования России

Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного, т.к. в силу различных причин экономического и не экономического характера, этот вид дошкольных учреждений перестал в массе своей выполнять основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой. Ниже приведены сравнительные количественные данные по годам (Госкомстат РФ) по дошкольным учреждениям. [3, с. 39-40; 127-128]