Контрольная для вуза


Вы входите на веб-сайт какого-либо института — и сходу видите раздел «Абитуриентам». Комфортно, конечно: информация об экзаменах, правила приема — всё там есть, всё компактно собрано. Однако правы те, кто усомнился, что прочие сведения о вузе абитуриентов не касаются. Касаются. По-настоящему современному абитуриенту нужна как можно более полная информация. Никто не хочет, чтобы его альма-матер перевели в другой город, понизили в статусе или вовсе закрыли — этими ужасами временами пугают в общероссийских новостях. Однако в разделе «Абитуриентам» подобная информация не отразится никогда, даже если эта угроза станет реальной. Согласитесь, что и в заявлениях представителей органов управления образованием она отражается лишь в пересказе: большего не вместит сжатый формат новости.

Первичные данные о вузе

Для чиновников на вузовских сайтах обычно заведен раздел со странным названием «Первичные данные о вузе» — вот он действительно подробный. Там в открытом в том числе и вам доступе перечислены данные по многим критериям, на которые обращают свое внимание инстанции, устраивая вузу проверки. А ведь можно выбирать вуз, основываясь на тех же самых критериях!

Знаете ли вы, например, по каким учебникам учатся студенты в интересующем вас вузе? Расспросите их об этом. Расспросите об учебниках к тому же студентов в близких по профилю вузах — и сравните получившиеся перечни. Будет лучше, если вы полистаете эти учебники и сопоставите их более обоснованно. Впрочем, об учебниках в первичных данных будет сказано лишь, что они рецензированные. Смысл таких рецензий заключается в научно-контролирующей оценке текста учебной книги — она признает излагаемую там информацию в качестве проверенной, истинной и надежной.

Все знают, что победитель олимпиады школьников считается очень хорошим потенциальным студентом. Однако существуют к тому же студенческие олимпиады — представьте себе, насколько превосходят обычных студентов победители и призеры Всероссийских и международных студенческих олимпиад! В первичные данные о вузе заносится количество таких людей.

Контрольная для вуза

Вообще подобные данные о вузе, обычно, количественные. Здесь и количество базовых кафедр, и полное количество кафедр, и количество лабораторий, технопарков, центров коллективного пользования уникальной научной аппаратурой, выставочных экспозиций вуза за отчетный период, компьютеров и единиц прочего оборудования в аудиториях, также данные по общежитию. О качестве же всего этого расспросите местных студентов.

Информация о преподавателях вуза

Для проверяющих комиссий важно также количество профессоров, находящихся в данном вузе на основной работе, другими словами как минимум на полставки. Зачем такое выясняют? В идеале основная работа в вузе должна быть материально привлекательной для преподавателя с заслугами, позволяющими претендовать на профессорское звание.

Средний индекс цитирования преподавателей вуза — вам это не столько числовая величина, сколько доказательство того, что педагог разбирается в Интернете не хуже вас. Исследования показали, что индекс цитирования у научной работы, размещенной в открытом доступе во всемирной Сети, в 2,6 раза выше, чем у аналогичной публикации, существующей только в бумажном варианте. И, конечно, важно, чтобы хотя бы основные тезисы работ, написанных преподавателями интересующего вас вуза, были переведены на английский: так научные достижения вашего вуза станут известны большему числу исследователей со всего мира.
Многословная и сложная формулировка «количество работающих в вузе профессоров, находящихся на основной работе в другом вузе, имеющих индекс цитирования, больший, чем штатные преподаватели» — это тоже первичные данные о вузе. Скольких сторонних именитых ученых заинтересовал вуз? Многих? Это хорошо: вас будут учить в том числе и специально приглашенные педагоги.

Поначалу кажется, что критерий «количество научных публикаций в рецензируемых российских и зарубежных изданиях» страшно далек от абитуриента. Впрочем, для аспиранта он уже актуален: порой его обязывают публиковать статьи обязательно в рецензируемом издании — а там случается так, что очередь на публикацию уже растянулась на пару лет вперед… Такая ситуация совершенно не находится в зависимости от вуза. Зато если количество состоявшихся публикаций в вузе значительно, это говорит о сформированной в нем научной среде. Ее наличие сэкономит вам время на поиск информации о новейших исследованиях, поскольку о них просто будут говорить вокруг вас. В этой среде вы получите качественное образование, даже если не собираетесь становиться ученым.

Еще не разобрались в разнице между похожими друг на друга специальностями высшего образования? А тем временем в вузе идет показательный подсчет аспирантских специальностей, другими словами выясняется еще одна грань научного авторитета вуза.

Изучите информацию о патентах на изобретения, авторами которых являются сотрудники и студенты учебного заведения. Если университет крупный, но изобретателей в нем мало, хорошо ли там учат? Или хорошо учат — но при плохой материальной базе?

Какой объем средств вкладывает вуз в свою научно-исследовательскую работу (в том числе в рамках международного сотрудничества) и разработки? Когда вы ознакомились с этими финансовыми данными, необязательно вдаваться в подробности расчетов. Просто сравните аналогичные цифры по нескольким вузам, также поговорите со студентами, которые занимаются научной работой: выделены ли на нее средства или нет. Также вы можете узнать на сайтах вузов, сколько денег тратится на капремонт, покупку оборудования, сколько — получено от деятельности, приносящей доход, сколько — направлено на развитие объектов социальной инфраструктуры всяческих санаториев-профилакториев и лагерей при вузе.