Зачем выбирать профессию


Привет, друзья! Меня зовут Эльмира Давыдова, я — профориентолог, создатель статьи "7 шагов, пройдя которые, вы можете избрать для себя профессию ". Что такое профориентация я писала в этой статье. Желаю поделиться скопленным опытом и облегчить для вас задачку — выбор профессии. Моя же задачка — посодействовать для вас избрать ПРАВИЛЬНУЮ профессию, исходя из ваших потребностей и актуальных событий. Уверена, вы попали в эту статью не случаем. Не пугайтесь её размеров, информация очень полезна и даст для вас еду для размышления.

Побеседуем сейчас о том, для чего выбирать профессию.

Профессия и работа

Поначалу скажу, что такое Профессия. Профессия — это деятельность, требующая долговременной подготовки. А что все-таки такое работа? Работа — это практические деяния в рамках определенной профессии. Вобщем, не всегда работа делается в рамках профессии. Есть работы, которые могут делать и люди через некоторое количество дней учебы. К примеру, профессия торговца в магазине, оператора ПК не нуждается в долговременной подготовке. Внимание: эти работы я уважаю, они трудны и требуют внимания. но им длительно не обучаются. Хоть какой способный к ней человек может начать эту работу слету.

Но длительно задерживаться на таковой работе, не требующей подготовки — небезопасно.Чтоб крепче стоять на ногах в жизни нужно приобрести профессию. и уже в ее рамках двигаться от 1-го работодателя к другому. Либо открыть свое дело.

Говоря образно, профессия — это нить, на которую нанизаны бусы — работы.

Когда мы говорим о выборе профессии — мы, означает, говорим о выборе таковой деятельности, к которой нужно длительно идти — от нескольких месяцев до пары лет. Слово " выбирать" подразумевает активное поведение самого выбирающего и отсев всего того, что не подходит ему.

Что будет, если не выбирать профессию?

Слово «зачем» означает «для какой цели». Цель выбора профессии, по -моему, — это интересная жизнь на работе и крепкое стояние на ногах.

Итак, зачем же выбирать -то? Нельзя, что ли, не выбирать?

Представим себе обратное — вы не выбираете профессию.

Что будет? Вот варианты сценариев:

1. Выбор родителей

За вас это сделает кто-то другой. Например, мама или папа или даже тетя

Так нередко и бывает. Старшие в семье могут исходить из каких-либо соображений, никак не связанных с вашими желаниями и способностями.

Старшие иногда руководствуются прагматикой.

Другими словами заботятся о вашем материальном благосостоянии. Думают так: будешь работать «в серьезной профессии» — всегда будешь при деньгах. К " серьезным профессиям" относят бухгалтерию, экономику, строительство, нефтянка, энергетика, медицина, логистика, таможенное дело, банковское дело, инженерия, технология. Ну, это хорошо, если вы сами не прочь получить такое образование. А если вы совсем к этому не склонны, то вы либо оказываете мужественное сопротивление, либо не оказываете сопротивление. Если не оказываете, то ваше дело — согласиться с выбором взрослых. Выбор взрослых вполне может быть и не противен ни вашим ценностям, ни способностям. Тогда все ок. Тогда получается так: за вас выбрали профессию, но она вам не противопоказана. Она подходит вам и по духу, и по способностям.

Василий, 17 лет. Производит впечатление вялого человека, безынициативного. Родители работают в реальном секторе экономики, в торгово-экономическом. Когда дошло дело до вопроса, а умеет ли Василий рисовать — то произошло чудо, и мне показали фантастические рисунки Васи! Вася был художник. Его учили в художественной школе, да. Да и природные данные просто очевидны! Поверьте мне: мне есть с чем сравнивать! Я же всем этот вопрос задаю. И прошу нарисовать или хотя бы срисовать. А тут — редкий случай! Как вы думаете, ценит ли данная семья этот талант своего сына? Ценит. И определяет для него место в жизни Васи: хобби. Не хотят они, чтобы Вася двинулся в сторону дизайна или архитектуры! Нет. А почему? Так как думают, будто архитектор это несерьезная профессия. Или дело проектировщик инженерных систем зданий. На это согласились. Это серьезно. Этим заработаешь. Вот таков прагматический подход.

Сделаю тут пометку на полях. По-моему, если человек чем-то одарен, очевидно одарен, то эта одаренность требует к себе внимания. Она хочет прорасти. И этим она будет, возможно, мешать и беспокоить. Человек нередко чувствует смутную тоску.

Зачем выбирать профессию

Вот случай, когда девушка поддалась маме и не пошла в психологи, а пошла во врачи. Мама владеет медицинской клиникой. Мама, конечно, хочет работать с дочерью. Как я ее понимаю! Вдвоем легче. Но нет. Дочь поступила в институт, проучившись год, начала прогуливать, скрываясь от мамы, стыдясь этого, была отчислена, восстановилась и снова сорвалась. Так она оказалась у меня. Мы нашли другую профессию, близкую к медицине. Но — что сказать маме! И вот вторая встреча — уже с мамой и дочерью. Это уже была сессия семейной терапии. Не беспокойтесь, я училась и семейной терапии тоже. Все разрешилось благополучно. Другими словами мама узнала чувства дочери. А дочь мамины чувства. Да, бывают у моей профориентационной консультации продолжения. В этом случае мы работали над семейными отношениями. Бывают случаи, когда человек хочет уточнить направление движения или сделать резюме, обсудить поведение на собеседовании. Жизнь идет! Она ставит новые вопросы.

Старшие руководствуются не прагматикой, а своими детскими мечтами.

Другими словами они хотят, чтобы вы совершили то, чего не совершили по какой-либо причине они.

Мама очень хотела стать гимнасткой, но не стала, ей не дали, не сложилось. Она всеми силами заставила сына заняться этим видом спорта. Он достиг определенных успехов, выступил на чемпионате страны, занял там седьмое место. Ему уже 25, ему и стыдно, и не интересно. Ну, пора бы уже остановиться. Он хочет остановиться. Но не может. Мама не дает. Сильная мама.Мы нашли другую профессию. Совсем далекую. Он пошел учиться на инженера по наладке медицинского оборудования. Было в нем инженерное зерно, которое мама не замечала. Парень пошел учиться. Тайно от мамы. Мамы.

Не путайте себя с вашими детьми!

Старшие иногда руководствуются чужим примером.

"А вот Юля, помнишь Юлю — она учится на пиарщика. Ей нравится!" В данном случае не просматривается сугубой прагматики, она есть, конечно, но она не главное. Здесь, по-моему, корень в другом. мы совсем не понимаем, к чему способен наш ребенок. И родители с детьми стараются кругом ходить и всё смотреть. Они активные — дети нет. На днях открытых дверей могут завлекать: идите к нам, вы будете управлять страной! Вы будете аналитиками!

Я, при всей моей устремленности вверх, призываю родителей и детей твердо встать на землю. Я спрашиваю: «Ок, управлять страной — это как? Это где, это в каком качестве? Что будут видеть ваши глаза и делать ваши руки, в каком положении будет тело ваше в пространстве? Если вы окажетесь в министерстве, тело будет сидеть на стуле, глаза будут видеть бумаги. Вы так хотите?» Отвечает юноша: «Нет, не хочу».

И я привожу в примеры биографии сегодняшних лидеров стран, рассказываю, кто где учился и в какой момент и почему стал влиятельным лицом. Сложно ребенку, очень сложно представить себе, что профессиональная дорога — это длинный путь. И что подарки судьба делает человеку трудолюбивому. Выбирая профессию ребенку, я приглашаю родителей, они во время нашего совещания служат заземлению, они делают выбор более реалистичным.

Я поняла: очень прагматичным быть не прагматично. Так как одними деньгами не проживешь. И силу взять негде на профессию, которая неприятна.

Но никогда я еще не отправила человека в такую профессию, в какой он не сможет себя прокормить. Я такая, знаете, неваляшка, с железкой в основании. Есть такая кукла — она туда-сюда качается, но завалиться не может — неваляшка. И я не даю завалиться моим клиентам. Иной раз приходят с вовсе уже нереалистичными ожиданиями от жизни. Например, девочка живая, есть энергия, знаний нет ( ну, это дело наживное, думаю я), и несёт внутри себя девочка идею: " я хочу быть богатой и знаменитой. Но только имейте в виду, что я ленивая. Родители рядом сидят. Я говорю: «Ленивая? Значит, будешь валяться на помойке!» Скажете, что это не психологично? А у нас нет времени на весь воспитательный процесс на месте за два часа, но я могу встряхнуть, напугать. Девочка пугается: «Как! На помойке! » Она смотрит телевизор, а там сказано, что жизнь — это мед с сахаром, только надо похудеть немного и встреть принца (олигарха).

Скажу исключение. Иногда приводят детей с мозговыми нарушениями. И о больших заработках речь не идет. И мы выбираем деятельность посильную в причудливом порой месте, но это защищенность, это работа. Жаль, в России нет системы трудоустройства таких детей.

2. Выбирают за вас друзья, приятели

«Куда все пошли — туда и я пошел». Не факт, совсем не факт, что вы окажетесь в плохом месте. Но вы можете оказаться в неподходящем вам месте.

Так как, как ни крути, а все таки вы особенный. Они, может быть, могут такое, чего не можете вы. А вы можете такое, чего не могут они. Например, вам работать с людьми лучше, чем с техникой, они вам понятнее. А им ничего не стоит разобраться в бензиновом двигателе. Они даже не знают, откуда они его знают, этот двигатель автомобильный. Они знают. А вы нет. С трудом что-то вы вспоминаете из учебника физики. В общем, все люди разные, даже если они дети одних родителей. И надо торить свою дорогу, как вода в песке торит свой путь. Если вы не любите физику или химию — в этом нет ничего постыдного. Надо только понять, с каким материалом или предметом вам радостнее работать.

Объект и действие

А какие есть предметы или материалы? Вот какие: люди (а среди них дети) персонально, группы людей, ткани, дерево, техника (какая), растения, животные, ткани живых ( или бывших живыми) организмов, картинки, документы, числа, иные знаки, чертежи, слово (текст), звук, мука и мясо.

Выбрать профессию — это значит выбрать вот этот самый предмет себе. И потом уже действия с этим предметом. Если вам не нравится с цифрами производить манипуляции, то так себе и скажите: не хочу этого. Есть другие, как видно, объекты — ищите себе объект. И скажите себе: да, вот он, мой объект: животное.

Но только имейте в виду: вам придется иметь дело с объектом каждый день. Не всегда, выбирая профессию, люди помнят это.

Стоит спросить себя: какое животное? И стоит спросить: а что я буду с ним делать? Делать с ним можно вот что: лечить ( резать, уколы делать, даже усыплять иногда), дрессировать, разводить, объезжать, фотографировать, исследовать их, пасти, закупать и продавать, готовить к выставкам, стричь.

Необходимо быть «в своей тарелке»

Нужно выбрать правильную профессию, чтобы не заниматься цифрами или чертежами целый день, если вы этого не хотите. Или не работать с людьми целый день, если вы от этого устаете.

Кстати, я сразу вижу такого человека, который от людей устает, его взор направлен не на собеседника. И я редко в этом ошибалась. И если мне такой человек говорит, что он хочет работать с людьми, я сразу понимаю, что это он заблуждается. И вскоре человек тоже осознает это.

Бывает, что человек о себе говорит: я креативный. И я ему даю задачку на креативность. И всё обнаруживается. По цвету лица я не могу определить степень креативности. Хотя по характеру одежды много чего можно понять. Но человек сложен, сложен, сложен, загадочен и непостижим. На этом настаиваю.

Итак, зачем выбирать профессию? А вот затем, чтобы оказаться в своей тарелке (среди своих по духу людей) и делать то, что хочешь делать с тем объектом, с которым хочешь это дело делать.