Электронный журнал об образовании
В последнее десятилетие система СПО перетерпела значимые конфигурации. О ее нынешнем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку нужных и обученных кадров, также о новеньком законе «Об образовании в РФ» шла речь на всероссийской конференции управляющих учреждений проф образования «Современные тенденции развития проф образования Рф».
В последнее десятилетие система СПО перетерпела значимые конфигурации. О ее нынешнем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку нужных и обученных кадров, также о новеньком законе «Об образовании в РФ» шла речь на всероссийской конференции управляющих учреждений проф образования «Современные тенденции развития проф образования Рф».
Оценку сложившейся ситуации дали президент Союза директоров ссузов Рф Виктор Демин, генеральный директор Государственного агентства развития квалификаций РСПП Александр Лейбович, заведующая сектором ФИРО Ольга Батрова и другие авторитетные специалисты. Не считая того, в программку были включены семинар, мастер-класс и презентация интернационального опыта.
Конференция проводилась 15-16 апреля в Москве по инициативе наикрупнейшго русского устроителя деловых мероприятий – группы компаний «Открытый диалог». Информационным партнером выступил журнальчик «Аккредитация в образовании».
1-ое, что было отмечено на конференции: в новое столетие система среднего проф образования Рф вошла не в наилучшей форме. На это воздействовали как демографический спад, так и расширение доступности высшего проф образования. Начиная с 2000 года, толика выпускников учреждений НПО в нашей стране снизилась с 38,6 до 20,9 процента, СПО – с 29,3 практически до 21 процента. Прозвучал упрек и в адрес тех работодателей, которые даже при наличии возможностей не стремились улучшить условия труда и экономили на зарплате.
Констатировали эксперты и факт, что после кризиса 1998 года государство перестало надлежащим образом заботиться о среднем звене профессионального образования, и учебные заведения были вынуждены выживать самостоятельно. Система СПО существовала практически автономно. Там, где у руля стояли дальновидные профессиональные управленцы, которые вовремя поняли, что надо самостоятельно налаживать связь с производством, ситуация оказалась не столь тяжелой, как в случаях, когда опыта и понимания у директоров оказалось меньше. Последствия политики самостоятельного выживания хорошо известны: спрос на обучение в колледжах и техникумах сократился, часть учебных площадей высвободилась, количество преподавателей и их зарплаты уменьшились. Могло ли все это не отразиться на качестве образования?
Сегодня ситуация не так быстро, как хотелось бы, но все-таки изменяется. Власть и общество начинают осознавать, что большое значение для построения инновационной экономики имеют рост производительности труда и качество рабочей силы, которые в России значительно уступают развитым странам. Президент РФ В.В. Путин дал понять, что нехватка высококвалифицированных кадров вышла на первое место, обогнав по значению другие серьезные проблемы общества. В Министерстве образования и науки РФ появился новый департамент – это тоже неслучайно.
Чтобы поставить колледжи, техникумы и профессиональные училища на твердую почву, их интегрировали в регионы. Конечно, это не освободило учебные заведения от проблем. Скорее изменило характер деятельности. В новой обстановке учреждения НПО и СПО должны учитывать условия местных рынков труда и ориентироваться на них. Экономика выиграет, если в области или республике правильно определят, в подготовку каких специалистов стоит вкладывать средства. Однако эксперты отметили: чтобы исключить повтор профессий и специальностей, регионам придется согласовывать интересы.
Передача учреждений НПО и СПО на региональный уровень привела к распаду общего образовательного пространства страны, которое, по мнению экспертов, должно быть восстановлено. Но прежние административные механизмы здесь не помогут. Гораздо эффективнее использовать координацию. При Минобрнауки РФ уже создан федеральный координационный совет по рабочим кадрам с участием представителей бизнеса и профессиональных сообществ. Важно, чтобы он не стал просто совещательным органом, а осуществлял экспертизу основных решений в сфере образования. Аналогичное пожелание было высказано и по отношению к межрегиональным советам по профессиональному образованию, которые начинают формироваться в федеральных округах. Нужно, чтобы они консолидировали методические ресурсы, исследовали и сопровождали процессы, которые идут в сфере подготовки кадров. Один такой совет активно работает в Поволжье, другой – создан на Урале и третий – скоро появится в Сибири.
В России разработана стратегия развития СПО, но министерством она еще не утверждена. Ожидается, что это произойдет в скором времени. Однако уже сейчас очевидно, что основным направлением развития СПО будет взаимосвязь с рынком труда, нацеленная на построение инновационной экономики. Как сказал Виктор Демин, каждые год-два в России создаются новая техника и технология, раз в три года – предприятие нового типа. Не реагировать на такой вызов система образования просто-напросто не может. С учетом этого СПО оказывается в центре задачи создания конкурентоспособной России.
Так что все-таки предстоит сделать, какие механизмы включить, средства и инструменты применить, чтобы получить результат, необходимый для построения инновационной экономики?
На взгляд Александра Лейбовича, для установления реального диалога между образованием и бизнесом очень важно сформировать новую систему квалификаций. К сожалению, уровень саморегулирования бизнеса как заинтересованной стороны оказался явно недостаточным для решения этого вопроса, а государство сказало свое слово с опозданием.
Тенденция, которую отметил эксперт: изменения в сфере образования происходят быстрее, нежели в системе квалификаций. Такое несоответствие приводит к потере ориентиров. В некоторых секторах образования учреждения СПО имеют только общее понимание, куда двигаться. Вот почему программы бакалавриата, нацеленные на подготовку практикоориентированных и востребованных специалистов, «размыты» и полностью свою задачу не выполняют. Выпускники, подготовленные по этим программам, всеми необходимыми для производства квалификациями не владеют. Правда, это только одна из причин. Вторая: поскольку спрос на компетенции меняется, работодатели начинают предъявлять к управленцам среднего звена другие требования.
Дать системе СПО конкретные ориентиры, сделать траекторию ее развития более точной должны новые профессиональные стандарты, представляющие из себя систематическое и достаточно полное описание трудовой деятельности, к которой готовится выпускник. К их разработке нужно было приступить еще в 2010 году, однако и соответствующее министерство, и работодатели это поручение правительства не выполнили. Понятие «профессиональный стандарт» было внесено в Трудовой кодекс исключительно в декабре прошлого года после появления указа Президента РФ от 7 мая 2012 года, № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», стимулировавшего работу в данном направлении. В документе фигурирует цифра 800 – столько профессиональных стандартов необходимо разработать к 2017 году.
Ведутся споры, насколько реальна такая задача, но, вне сомнения, работе дан импульс, с помощью которого она приобретает другой темп и характер. Уже сформирован экспертный совет при министерстве труда, утверждены макет профессионального стандарта и рекомендации по его разработке, создана Национальная рамка квалификаций. И все таки дело движется с трудом, поскольку, в отличие от кратких квалификационных характеристик советского периода, сейчас, когда связь образования с производством потеряна и базовые предприятия ушли в прошлое, требуется более детальное и объемное описание будущей трудовой деятельности выпускника. Ну и сам процесс создания профессионального стандарта довольно сложен и состоит из нескольких этапов. Готовит документ и выносит его на рассмотрение заинтересованных сторон объединение работодателей либо профессиональное сообщество. Далее предложенный вариант проходит серию экспертиз и обсуждений, утверждается министерством труда, вносится в реестр и публикуется. В разработке и обсуждении профессиональных стандартов могут и должны участвовать представители субъектов федерации.
Подразумевается, что все предприятия, организации, фирмы равноправны во взаимодействии с учреждениями профессионального образования. Но в действительности в большинстве случаев бывает по-другому: техникум или колледж устанавливают тесные связи с каким-либо крупным предприятием и адаптируют образовательную программу под его нужды. Сегодня это приветствуется. А между тем фирмы, с которыми учебное заведение не контактирует, имеют дело со специалистами, подготовленными для решения задач другой организации. Получается, что средства бюджета, потраченные на адаптированную программу, приватизируются конкретным работодателем.
Эксперты считают, что профессиональные стандарты должны аккумулировать общую позицию соответствующих предприятий по отношению к специалистам этого профиля, а адаптация программ к нуждам конкретного производства – оплачиваться. Ориентирование образовательных программ на требования консолидированных работодателей остается для российского образования серьезной управленческой задачей. Вместе с тем эксперты не отвергают возможность подготовки кадров под конкретные рабочие места. Особенно, если в регионе реализуется какой-либо инвестиционный проект.
Поскольку диалог между государством и бизнесом не может идти стихийно, Министерство образования и науки РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей организовали процесс создания независимой системы оценки квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами. В почти всех субъектах федерации создаются очень полезные организации – региональные агентства развития квалификаций, занимающиеся расширением экспертного потенциала и консультациями по применению профессиональных стандартов. Сейчас стоит задача сформировать сертификационные центры в областях и республиках.
К самой слабо разработанной области системы квалификаций эксперты отнесли правовое регулирование. В законе «Об образовании в РФ» нет ничего связанного с независимой оценкой квалификаций. Имеется только косвенный намек на это – в статье 96, в какой говорится о профессиональной общественной аккредитации программ образования.
Новой для образования задачей является создание центров профессиональных квалификаций (так эти учреждения названы в новом законе). В указе Президента РФ от 7 мая 2012 года, № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» они именуются многофункциональными центрами прикладных квалификаций. Как разъяснили на конференции, это одно и то же. Предполагается, что новые учреждения займут достойное место в складывающейся системе квалификаций.
Инструментом, при помощи которого система образования должна приблизиться к требованиям реальной экономики, являются государственные образовательные стандарты. Однако в связи с несовершенным законодательным, методическим и кадровым сопровождением – как на федеральном, так и на региональном уровнях – они свою задачу полностью не выполнили. На конференции было отмечено, что наиболее спокойно на работу по образовательным стандартам последнего поколения перешли там, где на уровне региона объединили усилия образовательных организаций, сформировав группы разработчиков программ, и сделали плоды общих усилий доступными для всех. Объединение ресурсов и обмен ими – тоже тенденция и важный инструмент, позволяющий эффективнее реализовать избранную стратегию.
На взгляд экспертов, сетевую деятельность необходимо использовать не только лишь для разработки образовательных программ, да и для их реализации. Сети заработают активнее, как к учебным заведениям будет предъявлен более жесткий спрос за результаты подготовки. Тогда потребность в объединении возрастет, и появится необходимость в структурах-посредниках – как между самими образовательными организациями, так и между образовательными организациями и бизнесом. Возможно, такую роль могли бы играть ресурсные центры. Но, по мнению Ольги Батровой, приоритетный национальный проект «разбаловал» победителей, которые живут за счет средств, полученных на реализацию инновационных программ. А что будет, когда поддержка государства прекратится? Ответ на этот вопрос вытекает сам собой: вероятнее всего, придется зарабатывать средства самостоятельно. Потому что ресурсные центры, созданные в рамках реализации ФЦПРО (их 11), значительную часть гранта тратят на себя, они имеют хорошие возможности для развития.
У других участников взаимодействия таких возможностей нет. Ресурсные центры должны стать ресурсом для построенной сети. К сожалению, эти структуры почти во всем являются заложниками технического задания. Каждый год они обязаны подготовить довольно большое количество программ и других материалов. С одной стороны, такое богатство нуждается в экспертизе, а с другой – лучше было бы откорректировать задание в сторону уменьшения, тогда участники проекта смогут довести качество до более высокого уровня.
Проблемой нового века остаются педагогические кадры. Кроме методической подготовки, преподаватели должны владеть умениями, которым обучают студентов, – по-другому результаты, заложенные в государственные образовательные стандарты, не обеспечить. Следовательно, приобретают большое значение стажировки. Навряд ли для преподавателя есть смысл стоять и смотреть, что и как делают другие. А производить нужные операции самому рискованно, ибо, как показала жизнь, можно сбить производственный процесс. Эксперты полагают, что будет больше пользы, если организовать обучение преподавателей не на конвейере, а в имитационных условиях.
Чтобы способствовать решению кадровой проблемы, в почти всех регионах установили системы персонифицированного финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Но, как было отмечено на конференции, они мало что дадут, если не будет выбора программ и не ввести модульно-накопительную систему.
В целом анализ показал: тенденции, наблюдаемые в развитии среднего профессионального образования, различны. Одни желательно укреплять, другие – необходимо корректировать, третьи – зарождать. И все таки общий итог положительный: при всем множестве проблем система СПО становится более открытой, целенаправленной и обретает более четкие ориентиры для дальнейшего развития.