Профессии связанные с путешествиями и туризмом список с обзорами
Туризм является одной из ведущих и более оживленных отраслей экономики и за резвые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
В почти всех странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, разработке дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Турим оказывает большущее воздействие на такие главные отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, создание продуктов народного употребления и другие, т.е. выступает типичным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма действуют разные причины: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
На развитие туризма в мире влияют научно-технический прогресс, увеличение свойства жизни населения, повышение длительности свободного времени, отпусков, финансовая и политическая стабильность и ряд других причин.
Туризм — один из немногих стабильно развивающихся видов российского бизнеса. Энтузиазм бизнесменов к туризму разъясняется рядом причин. Во-1-х, для того, чтоб начать заниматься туристическим делом не требуется огромных инвестиций. Во-2-х, на туристическом рынке полностью удачно ведут взаимодействие большие, средние и малые (с маленьким количеством персонала) конторы. При всем этом, туристический бизнес позволяет стремительно оборачивать капитал, а так же (в сфере интернационального туризма) извлекать известные выгоды за счет денежных операций.
Для развития въездного туризма в Рф есть конкретные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, симпатичный, совсем не поделенный и очень многообещающий рынок.
Актуальность исследования. Занимая ведущее место в мировой экономике, передвижениях людей и мыслях, свободном обмене воззрениями и культурно – познавательными ценностями, туризм выступает как животрепещущая неувязка глобального культурно – исторического наследства, которое будет оставаться принципиальным экономическим козырем только до того времени, пока мы осознаём его нематериальную ценность, потому что нельзя приступать к решению заморочек сохранения памятников культуры и природы, не затрагивая принципных вопросов, связанных с развитием туризма.
Культурный туризм открывает широкие способности по охране культурного наследства и общения, тем, сохраняя не только лишь монументы из камня, да и связанные с языком, обычаями, танцами, фольклором и многие другие, составляющие нематериальное наследство. Культурный туризм сформировывает вид района, региона, республики, страны и общества государств, народов, культур.
Актуальность темы дипломной работы обоснована тем, что в текущее время энтузиазм к культурно-историческому туризму увеличивается, и не только лишь в Рф. Наша родина располагает обеспеченными культурными традициями, бессчетными объектами культуры, также насыщенным календарём событий, которые и должны стать основой для развития культурного туризма. Вот поэтому появляется потребность в разработке нового необыкновенного туристического продукта.
На основании всего перечисленного выше особую важность приобретает изучение Северо-Кавказского региона, его туристского потенциала и создание новых туристских продуктов.
Целью дипломной работы является: примерное проектирование туристского маршрута по территории республик Северного Кавказа, который знакомил бы туристов с особенностями, самобытностью, культурой и традициями региона.
Исходя из цели дипломной работы нами были поставлены следующие задачи:
— изучение проблем культурного туризма;
— культурные и общие аспекты воздействия туризма;
— рассмотрение туристского потенциала республик;
Объектами исследования являются: республики Северного Кавказа: Адыгея, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ставропольский и Краснодарский край (их краткая характеристика, рекреационный и туристский потенциал, культурные и исторические объекты).
Теоретическая часть нами рассмотрена в первой главе дипломной работы. Она содержит в себе:
— основные понятия культурного туризма;
— традиции культурного туризма в межнациональном и межрегиональном общении;
— классификация видов туризма и факторы влияющие на него;
Практическая часть дипломной работы нами рассмотрена во второй главе. Она содержит в себе:
— основные понятия туроператорской деятельности;
— методика организации маршрута;
— рассмотрение республик Северного Кавказа: Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ставропольского и Краснодарского края (их краткая характеристика, рекреационный и туристский потенциал, культурные и исторические объекты).
— начальное проектирование тура «Серебряное кольцо Кавказа»
По структуре дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Туризм как хранитель культурного наследия страны
На исходе XX столетия туризм стал нормой жизни человека, по преимуществу культурный туризм. Индустрия и инфраструктура туризма потому и существуют, что их востребует исконная потребность человека в путешествии, и оказываются тем явственнее на подъеме, чем сильнее возрастает, массово развивается и находит полное удовлетворение необоримое желание многих людей путешествовать.
Человек сажает пшеницу, мелет муку и печет хлеб с целью унять голод, а вовсе не из числа тех соображений, что потребность в хлебе возникает для поддержания профессий земледельца, мельника и пекаря. Аналогичным образом сфера туристского обслуживания и действующие в ней профессионалы существуют ради удовлетворения неиссякаемой потребности в путешествиях и лишь в этом значении обеспечивают самое себя, а не наоборот.
Туризм для туриста — самоцель, как и для тех, кто заботится о путешествующих в их туристских устремлениях. Неразрешимый спор схоластов «Что первично — яйцо или курица?» в этом случае имеет однозначный ответ. Первичен турист, первичен туризм. Туризм — самоцель, нечто самоценное и самодостаточное, о чем выразительно свидетельствует особенно такой вид путешествий, как самодеятельный туризм, почти не требующий стороннего обеспечения.
Противоположные взгляд и подход привели бы к подрыву индустрии туризма как таковой, ибо нельзя ставить телегу впереди лошади. Не турист и туризм — ради процветания сферы туристского обслуживания (так не получится), а ее процветание — за счет служения туристу и туризму как первоначалу.
В основе культурного туризма — потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, когда лично увиденное навсегда становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, раздвигая горизонты его мировосприятия. Как раз это первично, а не обеспечение.
Культурное присвоение туристом мира отличается, например, от присвоения полезных ископаемых тем, что сам мир остается незыблемым, нерастраченным — на своем месте. Ведь никто из туристов, вообще — никто, не может, если б даже захотел, унести с собой, например. Кремль или Михайловское Пушкина, грибоедовскую Хмелиту или музей-усадьбу Тенишевой.
От века устроено: кроме урона от стихийных бедствий или трагических катаклизмов человеческой истории ресурсы культурного туризма, которые поддаются возобновлению, реставрации, сбережению заботами человека и человечества, неисчезаемы, как неисчезаема жажда человека духовно овладевать посредством туризма столь же неразменными, никуда не перемещаемыми, если угодно вечными, ресурсами культуры. Отсюда и вторичное — значимое – грамотное использование ресурсов культурного туризма в купе с экономическими и социальными выгодами для тех, кто формирует, продвигает и реализует на рынке туристский продукт. Для них расходы туристов — доходы, причем потенциально неисчерпаемые.
Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Цель развития культуры состоит в обеспечении благосостояния и удовлетворении потребностей общества и каждого человека. Это означает, что каждый человек, каждый народ обладает правом получать информацию, приобретать знания и передавать свой опыт.
Схожесть путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в течение последних сорока лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Самосознание и знание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей — все это немыслимо без получения знаний культурного характера дома, на работе и во время путешествий.
За последние десятилетия произошло расширение понятий «культура» и «туризм», и до сего времени не существует окончательных и общепринятых определений этих понятий, потому что они находятся в процессе трансформации. На конференции в Мехико (1981 г.) использовались два определения культуры. Одно — более общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: все направления общественной мысли, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, стиль жизни и выражение человеческого достоинства. Другое — более специализированного характера и построено на «культуре культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах человеческой жизни (12, С. 26-28).
Рамки концепции туризма значительно расширились со времени проведения Римской конференции (1963 г.), которая в интересах сбора соответствующих статистических данных приняла определение международного туризма. Манильская декларация (1980 г.) обратила повышенное внимание на политическую, социальную, культурную и образовательную роль туризма, включающего все передвижения людей, независимо от мотивировок.
ЮНЕСКО и ВТО принадлежит ведущая роль в координации и стандартизации культурной и туристской деятельности в мире. Сфера их деятельности включает также сбор данных, передачу и распространение накопленных знаний и опыта.
В рамках Всемирной конференции по политике в области культуры (1972 г.) была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме. Принципы сотрудничества в области культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле и Мехико.
Важно подчеркнуть, что эти декларации указывают на характер качественных аспектов развития. В них комплексное планирование рассматривается в качестве инструмента постоянного процесса демократизации культуры и туризма. Подчеркивается также важность сохранения культурного и природного наследия в условиях дальнейшего развития цивилизации.
Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества — совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.
Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, также традиционные спортивные состязания и т. д. Конвенция (1972 г.) по охране мирового природного и культурного достояния отмечала лишь его материальные или физические аспекты.
ВТО рекомендовала государствам — членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться как ее принципами, так и принципами Хартии культурного туризма, принятой на международном семинаре по туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам. Принимая во внимание, что решение вопросов, связанных с охраной природы и культурного наследия, требует значительных финансовых ресурсов, мнения соответствующих организаций по вопросу о том, кто должен отвечать за это направление деятельности, часто не совпадают. В этой связи было бы целесообразно поднять вопрос о классификации, основным критерием которой должно быть положение о том, что потребитель должен оплачивать расходы по содержанию.
На основе этого принципа можно предложить следующую классификацию:
• достояние, в главном используемое туристами (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т. п.);
• достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.):
• достояние, в главном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.) (12, С. 28-30).
Выше была подчеркнута ведущая роль ВТО и ЮНЕСКО на международном уровне в области туризма и культуры, обращено внимание на координирующую роль этих организаций, направленную на содействие сотрудничеству, передачу технологии, опыта и методов управления, также на разработку стандартов в области туризма и культуры. Другие международные организации, межправительственные и неправительственные, прямо или косвенно заинтересованные в том, чтобы туризм мог внести свой вклад в сохранение памятников культуры и общественных ценностей, могли бы оказать определенную помощь ВТО и ЮНЕСКО в их деятельности.
В нашей стране вопросами, связанными с охраной природного и культурного достояния, также с его использованием в туристских целях, занимаются многочисленные организации на местном, региональном и национальном уровнях.
Предоставление организациям, в компетенцию которых входят вопросы культуры и туризма, статуса, соответствующих полномочий и бюджетных средств является первейшим условием успешного осуществления их деятельности. Это дает им возможность проводить переговоры на равноправной основе с другими заинтересованными организациями и обеспечивает возможность занятости населения. Изменения в характере труда (уменьшение доли ручного, монотонного и малоквалифицированного труда, интенсификация и рост его производительности) не только лишь ведут к росту массива свободного времени, да и ставят перед всей сферой досуга и его организаторами новые проблемы в социальной политике. Массив сих пор — благодатное поле, способное выполнять для всего общества, трудовых коллективов и для каждого из его членов ряд функций по сохранению и восстановлению трудового потенциала и здоровья, духовному, культурному, нравственному и физическому развитию, также по восстановлению экологической структуры (12, С. 32-33).
От туризма народы и страны повсюду богатеют. Пора бы это сделать и России. Рекреационные ресурсы, культурное наследие налицо. Необходимо объединить усилия в этом устремлении.
Индустрия туризма как один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики должна активно участвовать в сохранении культурного и природного наследия, потому что «культурный туризм открывает широкие возможности по охране культурного наследия» (К. Митсуури).
1.3 Туристско-рекреационные ресурсы.
Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:
Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Потому что четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.
Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:
Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.
Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:
Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальные инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.
Не глядя на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:
ограничение туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;
налогового регулирования и т.д.
интенсивное неконтролируемые посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде всевозможных случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.
К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают менее 10% ее территории при всем этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.
Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы состоящей из ряда подсистем: туристско-природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.
Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория России распределена на туристские и экономические районы.
Таблица 1.3.1 Распределение туристского потенциала России по
Исходя из убеждений материальной базы и, а именно, обеспеченности средствами размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.
Данная районирование и прогнозирование емкости туристских ресурсов в России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: «Развитие туризма в Российской Федерации», ориентированной на средне и долгосрочную перспективу.
Таким макаром, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.
Как видно из таблицы 1.3.1. туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.
В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учет ее полного воспроизводства и экономической защиты. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данного региона без ограничений.
Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.
В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничение или завершение по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех продвинутых странах, в том числе, где туризм является основной статье национального дохода.
Глава 2. Проектирование маршрута «Серебряное кольцо Кавказа»
2.1Основы туроператорской деятельности
Это начальная стадия разработки туристической продукции, которая непосредственно основывается и почти во всем определяется результатами маркетингового исследования потребностей туристического рынка и предложений основных конкурентов на местном рынке, что объясняется изначально рыночной ориентацией туристического оператора («продавать то, на что имеется либо может появиться в перспективе устойчивый спрос»). Тур-проектирование проводится в среднем за 2-3 месяца до обозначенных сроков тура или сезона (требуется довольно много времени на планирование и продвижение турпродукта), в случае проектирования принципиально новых направлений или видов туров для местного рынка, приступать к данному этапу работы необходимо намного раньше (поскольку планирование продвижение туров- новинок более длительный, чем в отношении известных и популярных направлений и туров, процесс). Результатом тур-проектирования является разработка проекта будущего тур-продукта. Проект есть неконкретизированное (в точности до наименований отелей, перевозчиков, цен) представление о будущей туристической программе, которое обычно содержит следующую информацию:
определение рекреационной специализации туристского направления (например, ландшафтные красоты, исторические памятники, уникальные возможности поправки здоровья и т.д.);
проложенный маршрут (пункт отправления, перечень пунктов стоянок, пункт прибытия);
перечень применяемых в туре услуг поставщиков (отели и перевозчики);
возможности и качество оказания дополнительных услуг в туре (зависят от целей туристической поездки, например, активная экскурсионная программа — для познавательных туров, организованный досуг — для круизов).
В связи с тем, что тур-проектирование основывается на маркетинговом исследовании местного туристического рынка, тур-проект, как его результат должен:
представлять собой компромисс между потребностями туристов и возможностями самого оператора (например, ниодному туристическому оператору не удастся организовать туры щ Испанию за $100 за неделю, хотя потребность населения в таких турах трудно себе представить);
быть ориентированным на конкретный сегмент туристического рынка (любой тур-проект должен быть востребован, качественно и эффективно удовлетворять потребности не всех потребителей одновременно — достичь такого в современных рыночных условиях не под силу ни одному туристическому оператору — а только определенной части потенциальной клиентуры);
иметь собственную позицию на рынке (другими словами, обладать определенным набором конкурентных преимуществ, широко популяризованных на рынке); являться «руслом», определяющим направление последующей деятельности туристического оператора, целью которой, сначала, является его дальнейшая»конкретизация (превращение тур-проекта непосредственно в тур), популяризация и реализация.
Есть этап циклической деятельности туроператора, в результате которого из не конкретизированного тур-проекта формируется непосредственно сам тур, как сопоставленная по времени, месту, последовательности, качеству и стоимости совокупность туристических услуг различных предприятий туристической инфра- и супраструктур, готовый к продвижению его на туристическом рынке.
Как уже было сказано, результатом тур-планирования является сам тур-пакет, как вид услуги отвечающий следующим требованиям:
обоснованность (тур-пакет отвечает определенным целям тура: отдых, отдых 4- лечение, познавательные и т.д.);
надежность и безопасность (тур должен быть составлен таким макаром, чтобы давать туристам время на сон, отдых, питание, восстановление жизненных сил, также, чтоб его реализация не была сопряжёна с опасностью здоровью, имуществу туристов);
целостность (тур-пакет должен быть сформирован таки: образом, чтобы в процессе его реализации не возникали незапланированные нестыковки в оказании туристических услуг);
простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота, информации о планируемом туре, несложность процедур бронировании и реализации тура);
гибкость и способность к модификации (чем больше перспектив для модификации тур-пакета — расширение отельной базы, перечня и качества предлагаемых экскурсий, возможности питания и дополнительных услуг туристам, тем меньше возможность быстрого морального устаревани тура и вытеснения его с рынка конкурентными предложениями);
■ привлекательность (тур должен удовлетворять потребности определенного круга потребителей — фокус-группы).
На основании целей тур-планирования можно выделить его основные этапы:
определение схемы работы туроператора при организации планируемого тура;
идентификация поставщиков туристических услуг, задействованных в тур-пакете и оформление договорной базы тура;
ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков туристических услуг.
Особенности туроперейтинга как вида деятельности на туристическом рынке характеризуются следующими чертами:
она непосредственно связана с разработкой и составлением туристических программ и их апробацией;
она требует непосредственного взаимодействия оператора с поставщиками туристических услуг (гостиничные предприятия, перевозчики, экскурсионные бюро и т.д.);
обязательно требует приложения усилий оператора в формировании кадрового обеспечения каждого турпакета;
предполагает наличие у оператора агентской сети (согласно правил лицензирования оператор не имеет права предоставлять туруслуги физическим лицам);
требует непосредственного участия оператора в организации тура и постоянного контроля за качественным исполнением туристических услуг.
Туроперейтинг состоит из сочетания циклических работ, связанных с разработкой и реализацией каждого конкретного тура. Приблизительно цикл работ оператора можно разбить на следующие этапы:
тур-проектирование (основывается на результатах маркетингового исследования потребностей туристического рынка и исследования конкурентной среды);
тур-планирование (основывается на специфике взаимоотношений оператора и поставщиков туристических услуг);
4) сбыт турпродукта (непосредственно клиентам, либо через агентскую сеть);
5) реализация тура (организация поездки и оказания, входящих в тур-пакет туристических услуг).
Как уже было сказано, цикл работ по планированию и организации каждого вида туров из ассортимента оператора по-своему уникален, частично независим от других сфер приложения труда персонала туроператора. Это приводит к тому, что многопрофильные операторы, одновременно предлагающие несколько вариантов тур-пакетов по различным географическим направлениям, организовывают свою деятельность таким макаром, чтобы качественно и эффективно вести работу над каждым отдельным туром (зачастую эти работы проходят параллельно, причем этапы разработки различных тур-пакетов могут значительно отличаться друг от друга). Такие особенности туроперейтинга требуют от топ-менеджмента компании значительных организаторских способностей, умений эффективно настроить рабочий процесс в фирме. Например, если оператор занимается летними и зимними направлениями, менеджер должен организовать непрерывный процесс разработки (проектирование и планирование), например, зимних программ, одновременно с продвижением, сбытом и реализацией программ летних туристических направлений. Для подобной организации требуется наличие круга ответственных за каждое направление лиц из числа работающего персонала.
Следовательно, деятельность туристического оператора есть закономерное (объясняемая факторами сезонности, динамикой рыночной конъюнктуры, спецификой работы поставщиков туристических услуг) сочетание (подразумевающее последовательную смену и(или) параллельность) рабочих циклов туристического оператора в отношении конкретных туров или программ. Как уже было сказано выше, первым этапом цикла работы оператора является тур-проектирование.
2.2 Методика организации маршрута
Основные принципы организации туристских маршрутов следующие:привлекательность, доступность, содержательность, функциональность, многовариантность, комфортность, информированность.
Необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.
Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то,что они захотели бы увидеть или чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой. рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим. Однако все, что может привлекать туристов, не будет иметь коммерческую ценность, пока туриста не воспользуются всем этим.
Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов — обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.
Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и т.д.. Принцип содержательности позволяет туристам в относительно короткий промежуток времени больше узнать, обогатить себя знанием многих культур, интересных достопримечательностей, побудить желание к дальнейшим увлекательным путешествиям.
Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и такого же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг. Так, летом горный маршрут в значительной мере слагается из походов по ущельям с осмотром горных озер, водопадов, снежников и ледников, несложных восхождений на панорамные вершины с целью обзора местности. В зимнее время основное внимание уделяется горнолыжному спорту.
Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов. Необходимость в многовариантности определяется изменчивостью погодно-климатических условий, непостоянством состава туристов, пребывающих на маршруте (различиями в их физической подготовленности, возможностях и запросах).
Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум — это немного пищи и палатка, оптимум — трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение. Туристы могут проживать в отеле, отдельных домиках, небольших гостиницах, пансионатах, в трейлерах, частных домах. В сельской местности для туристов могут быть предложены мотели и кемпинги. Рестораны, другие места питания могут быть как в помещении, так и к открытом воздухе, большими и малыми, простыми и элегантными. Самое главное, чтобы пища была с хорошими вкусовыми качествами даже при простом меню.
Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем вышеперечисленным требованиям, но туристов на нем может не оказаться, потому что они ничего не слышали и не знали о нем, другими словами не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы — в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, также через агентов, туристических бюро и через туристов, у каких большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, до того как решит отправиться по данному маршруту.
Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.
По типам маршруты бывают :
— тематические — с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
— походные – маршруты с активными способами передвижения;
— физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются:
— сезонные — функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.).
По построению трассы маршруты подразделяются на:
— линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
— радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте;
— кольцевые — с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте (Москва — Ярославль — Кострома — Кинешма — Плес — Москва).
По продолжительности маршруты бывают:
— многодневными (14-30 дней);
— некоторое количество дней (1-3 дня)—маршруты выходного дня;
— несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
— собственный транспорт туристской фирмы;
— арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
— личный транспорт туристов.
По способам передвижения на маршруте:
— теплоходные ( морские, речные);
По содержанию маршрута:
— отдых на природе;
— отдых на морском побережье;
— отдых в горах и др.
Упрощенная классификация туристских маршрутов представлена на рис.1.
Знакомство с искусством
Внутренние по России
Охота и рыбная ловля
Рис. 1. Классификация туристских маршрутов
Независимо от формы маршрута к организации путешествий предъявляются следующие обязательные требования :
— обеспечение туристов проездными документами в направлении туда и обратно;
— организация питания на маршруте и в местах размещения;
— наличие природных и культурных достопримечательностей;
— подготовка мест для отдыха и размещения групп туристов на ночлег в каждом пункте остановки (если это требуется);
— наличие обслуживающего персонала, в том числе руководителей туристских групп, работников диспетчерских пунктов;
-увязка календарных сроков и маршрутов путешествий с транспортными организациями, т.е. планирование перевозок;
— согласование с транспортными организациями расписания движения туристско-экскурсионных поездов, речных и морских судов, автобусов и рейсов самолетов;
— составление карточки транспортного маршрута;
— разработка хозяйственно-финансового плана и калькуляции стоимости туристских путевок зависимо от заключенных договоров и предоставляемых услуг;
— подбор и подготовка кадров, обеспечение их необходимыми методическими материалами и реквизитами;
— реализация туристских путевок;
— определение заказчика и согласование с ним маршрута, способа передвижения, также контингента туристов.
Самый ответственный этап в организации путешествий – заключение договоров между направляющей и принимающей туристскими фирмами, между туроператорами и предприятиями транспорта, общественного питания и прочих поставщиков услуг. Эти договоры регулируют отношения туристских организаций с предприятиями туристской инфраструктуры и направлены как на предоставление туристам возможности перемещения из пунктов направления в пункты назначения, так и на обеспечение отдыха, досуга, развлечений. Договоры объективно, точно и четко определяют условия приема и направления групп туристов. Перед их заключением рекомендуется ознакомиться с условиями приема и обслуживания туристов непосредственно на месте. Направление групп туристов по транспортным маршрутам без заключения договора о приеме запрещено. Также запрещено направлять туристские группы по транспортным маршрутам при отсутствии проездных билетов на обратный путь.
Туристские транспортные путешествия . обычно, реализуются несколькими видами транспорта: железнодорожными и автомобильными (автобус и легковой автомобиль); авиационными и автомобильными; водным, железнодорожным и автомобильным.
Наиболее мобильный вид транспорта – автобус и легковой автомобиль – используется как на самостоятельном маршруте, так и в виде вспомогательного (трансфертного) транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.
Транспортные путешествия классифицируются по ряду основных признаков:
— способу передвижения на маршруте;
— виду используемого транспорта;
— построению трассы маршрута;
Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90% общего объема транспортных путешествий).
При планировании своего путешествиятуристы учитывают такие факторы: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума и вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов, безопасность.
По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке: безопасность путешествия; стоимость и наличие различных льгот, комфортабельность, скорость доставки; прочие факторы.
Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако, ни одно тс не удовлетворяет всему набору требований.
Так, высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения.
Высокая скорость доставки на самолетах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов.
Высокая мобильность автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) противопоставляется невысокой пассажировместимостью и низкому уровню безопасности и др.
В целом оценка привлекательности основных тс для международных туристских путешествий по десятибалльному рейтингу приведена в табл. 1.
Анализируя таблицу, необходимо подчеркнуть, что рейтинг перечисленных тс по десяти основным требованиям отличается не значительно. Здесь (как уже было отмечено) играет определенную роль влияние противоположных факторов (стоимости, эксплуатационной скорости, вместимости, капитальных затрат и др.)
Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев.
Рейтинг привлекательности тс
Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, кроме мероприятий, обеспечивающих безопасность.
При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.
Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута.
Паспорт маршрута применяется при формировании маршрута, также при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
1.2. Порядок формирования и реализации тура
После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.
Различают два основных вида тура. Пэкидж-тур — комплексная туристская услуга, включающая в себя: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).
На практике большой популярностью пользуется эксклюзивный тур, где турист заказывает минимально-достаточный набор основных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости. Это расширяет возможность планирования собственного времени туристу и в ряде всевозможных случаев удешевляет путевку.
Дополнением при формировании туров являются товары туристского назначения, т.е. тур—это совокупный продукт, состоящий из услуги и товара .
Этап формирования тура содержит в себе «сборку» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», называемую туром. Кроме механического составления такого набора формирования тура предусматривают и еготехнико-экономическое обоснование, ибо низко рентабельный тур в итоге является несостоятельным.
Таким макаром, формирование тура имеет две границы: верхняя – максимально аттрактивный пакет услуг и товаров; нижняя – экономическая эффективность, влияющая на его цену. Далее сформированныйтоварный продукт в виде туристской путевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или самостоятельно через бюро путешествий и экскурсий, которое является посредником между туристом и предприятиями, оказывающими ему услуги (гостиницы, предприятия питания, экскурсионные службы, музеи, спортивно-оздоровительные комплексы и др.)
Организация проведения туристского маршрута различных видов и типоввключает следующие этапы: подготовительный, маршрутный, заключительный (рис. 3).
Выполнению туристского маршрута предшествует весьма серьезная подготовка руководителя туристской группы. На подготовительном этапе он, сначала, внимательно изучает туристский маршрут, программу путешествия и условия обслуживания группы в каждом пункте маршрута.
Программа каждого туристского маршрута должна соответствовать цели путешествия и содержать план мероприятий, реализуемых для удовлетворения специализированных или конкретных запросов и интересов туристов.
Рис.3. Этапы выполнения туристского маршрута
Изучение условий обслуживания туристов на маршруте предполагает знакомство руководителя туристской группы с условиями транспортного обслуживания, размещения и питания туристов на маршруте и других видов обслуживания, предусмотренных программой путешествия (табл. 2).
Организация и проведение туристского маршрута обязательно отражаются в маршрутной документации. В ней можно выделить следующие группы документов.
1. Технологические документы на маршрут, поход, экскурсию.
2. Документы на реализацию туристского маршрута.
3. Документы на обслуживание группы туристов на маршруте.
4. Отчетные документы.
Виды и условия обслуживания на маршруте