Альтернативное образование в России
14 февраля в Родительской школе «Драгоценность» состоялась встреча «хоумскулеров» «Семейное образование для новичков и сомневающихся», организованная «Клубом поддержки семейного образования» () с участием Оксаны Апрельской, Лары Покровской, Алексея Семенычева, Юлии Лабатуриной. Вела встречу Елена Липгарт, организатор Клуба и мама четверых детей.
Встреча оказалась необычной, даже на фоне других ярких событий альтернативного образования, которыми как-то бурно начался этот год, очень живая и неформальная, веселая и серьезная одновременно и, на мой взгляд, именно поэтому весьма продуктивная, а так же приоткрывающая новые интересные перспективы, которые мы еще не успели осознать.
Практически свободный вход (при наличии предварительной записи), все в зале на полу (ковер и подушки) как хиппи или буддисты. Среди всего этого ползают невозмутимые младенцы и бегают дети чуть постарше, которых не удалось заманить в игровую комнату… Мало что напоминало о чинном порядке обыкновенных конференций, зато хватало доброжелательности, толерантности и просто веселья.
Многие семьи явились в полном составе — родители с детьми, и вообще активное присутствие отцов в зале было заметно и производило очень приятное впечатление.
Наверное, много в характере встречи определилось стилем и атмосферой ее места — большой зал родительской школы «Драгоценность», где обычно проходят занятия по подготовке к естественным домашним родам, и общение на эти темы. Вот и в этот раз, хотя тема была несколько иной, так сказать, смежной, возникало ощущение, что нечто важное должно вскорости родится или уже рождается…
Живое бурление встречи только в первые минуты могло показаться хаосом, а затем быстро становилось понятно, что это такой естественный порядок, хотя я все равно попытался по привычке предложить ведущей некоторые идеи по структуризации процесса, которые она, так доброжелательно и легко игнорировала, что можно было успокоиться и следовать общему течению.
Но даже в такой обстановке, многие участники долго оставались серьезными, сосредоточенными, даже напряженными — особенно те, кто только начинают или собираются начинать учиться по-домашнему и пока еще не уверены в себе и своих силах…
Где-то к середине встречи я подумал или даже почувствовал, что, возможно, на некоторые важные вопросы и темы собранию не хватит времени, но несмотря на это, сама по себе эта обстановка и неформальность — очень серьезный и содержательный ответ для тех родителей, кто все еще сильно волнуется и тревожится.
Кроме того, знакомства, узнавание, понимание друг друга — этосейчас может быть вообще важнее остального в таких мероприятиях; ведь получить информацию и советы, задать вопросы в наше время очень просто с помощью интернета, а вот установить живые неформальные связи быстрее получается при личном контакте. Сейчас, бывает, люди чуть ли не годами общаются в Сети, прежде чем решатся «развиртуалиться» — а нормальнее-то как раз наоборот…
Среди обсуждавшихся на встрече вопросов были все самые злободневные и острые: юридические нюансы перехода на семейное или заочное образование, бывают ли школы, которые дружественно настроены к «хоумскулингу», можно ли иметь дело со школами не очень дружественными, как и где возможна сдача аттестаций, как мотивировать детей при домашнем обучении. Особо смелые родители даже хотели обсудить «анскулинг», который у нас пока еще невозможен, но интерес уже вызывает.
Живая атмосфера способствовала тому, что высказывались новые, перспективные, но пока еще не обсуждавшиеся как следует идеи. Так прозвучала, и вызвала заметный интерес, и, как мне показалось, начала и слегка материализовываться идея «родительской кооперации» — точечного и кластерного объединения усилий знакомый семей (а незнакомые сейчас могут быстро познакомиться) для совместного построения элементов домашнего учебного процесса, взаимообмена консультациями и творческими секретами. Мне кажется, что у этого изобретения может быть большое будущее — это то, что действительно нужно и действительно может работать. Дело не только в том, что многие российские семьи, которым нужен «хоумскулинг», которые имеют способности к семейному образованию не могут реализовать свои возможности и удовлетворить потребности, поскольку их сдерживают реальные финансовые проблемы. (Особенно в ситуации, когда с одной стороны, в экономике не все благополучно, а с другой, демонстративно не выполняются положения законодательства, гарантировавшие компенсации родители «хоумскулеров»). Да, реально нужны какие-то формы недорогого, экономного, «мало-деньго-ёмкого» хоумскулинга, чтобы финансовые тиски не задушили его новую волну. Но дело еще и в том, что это органично и естественно для самодеятельного направления в образовании. Не полагаться только на помощь платных специалистов, а самим применять свои знания и профессиональные навыки не только на работе и в бизнесе, но и в образовании собственных детей. Впрочем, о всех положительных сторонах этой идеи стоит еще поговорить и написать отдельно и подробно…
Но вот, что характерно — так получилось, что уже после выступлений «экспертов», почти как с завершающей речью, выступила многодетная мама Мария Соколова, рассказавшая как она со своей семьей осуществляет «хоумскулинг» совсем самостоятельно, даже без помощи репетиторов.
Причем в относительном сотрудничестве с обычной районной школой. Она говорила негромко и без той экспрессии, которую проявляли «эксперты», но весь зал слушал ее буквально затаив дыхание, — это было серьезное ободрение для родителей, которые боятся и сомневаются, что чего-то не сумеют или упустят.
И вот это выступление и множество интересных высказываний, сообщений от участников наводило на мысль, что организаторам можно было бы пойти еще дальше в плане неформальности и отказаться вообще от деления на «экспертов» и «участников». Каждая семья, попробовавшая заниматься «хоумскулингом» — уже в чем-то эксперт. Возможно, стоило попробовать что-то вроде свободного микрофона с небольшими ограничениями — все желающие имеют право на недлинное информационное сообщение на основе своего опыта. А недостаток времени можно компенсировать отменой устных вопросов. Вопросы могут быть в форме записок, либо так, чтобы все видели — мелом на доске. Тогда бы больше родителей высказались, было бы озвучено еще больше полезной информации, а на вопросы можно было бы отвечать затем «в кружках по интересам» или даже позже в Веб-отчете о встрече. Ведь в наше время любое мероприятие имеет потом долгий шлейф сетевого общения.
Во всяком случае, что-то такое можно попробовать сделать в следующий раз, когда удастся организовать новую, но такую же живую и открытую встречу.
А вот и дополнение о «родительской кооперации» от Елены ЛИПГАРТ . организатора «Клуба поддержки семейного образования» и самой встречи: ( )
«По нашим наблюдениям, редкие большие встречи важны в первую очередь для родителей. Для общения детей, а также для непрерывной поддержки собственно образовательного процесса, нужны регулярные встречи с более или менее постоянным составом. В условиях Москвы (и области тоже) это реализуемо, если место встреч будет недалеко от дома. Поэтому подобную кооперацию кажется разумным развивать по районам, создавать территориальные группы и организовывать встречи, скажем, 1-2 раза в месяц.
Чтобы найти единомышленников в своем районе, создан «Инструмент для поиска соседей».
В то же время общие тематические встречи, экскурсии, прогулки, концерты помогают формировать единое сообщество, создают единую площадку для обмена опытом. Кроме того, что-то, сделанное в локальной группе, можно показать всем, чтобы результат труда, изучения какой-то темы был виден другим. Скажем, подготовить спектакль в одной группе, и пригласить других в гости. Это, думаю, должно быть дополнительным мотивирующим фактором.
Примерно так я это вижу на сегодняшний день. После почти 3 лет локальных встреч я взялась за организацию общих, и оказалось, что одно подпитывает другое».