Поборы в школе за что платить, а за что — нет
Что делать, если добровольческие пожертвования в школе и детском саду становятся неотклонимыми и начинает упрямо казаться, что сборы преобразуются в поборы? Юная, но бойкая мать делится своим опытом борьбы за доступное образование.
Начало: как я платила за себя и за того парня
Моя дочь пошла в сад в один момент. Это случилось зимой 2011-го, в ее 3,5 года, когда мы уже утратили всякую надежду на возникновение свободного места. Директриса при знакомстве протянула мне квитанцию с банковскими реквизитами сада, где буковкы орали: пожертвования. Я перечислила 5 тыщ рублей, не предполагая, что можно отрешиться.
Через пару дней воспитательница поведала историю, что осенью родительский комитет поставил пластмассовые окна в группе, и мне разрешается скинуться не по 1500, как остальным, а по 1100, потому что «вы же не с сентября пришли». Я заплатила сходу, как услышала обещание: «В этом помещении детки будут заниматься прямо до выпуска».
Последующей осенью нашу группу перевели в другой зал, и туда тоже срочно потребовались пластмассовые окна. Я произнесла: «Вы околпачили. Платить не буду». Тогда я еще не знала, что мой первый отказ станет началом долгого пути борьбы с поборами. Как не знала и о том, что союзников в лице родителей искать я буду долго.
«Это для вашего ребенка!»
Удивительно, но большинство поборов в российских садах и школах и поборами-то не назовешь. Родители сами, как под гипнозом воспитателей, решают, что «нужен косметический ремонт, давайте скинемся по 4000, от нас не убудет». Основанием для скидывания считают обычный лист А4, где каждый родитель отмечает, согласен ли он сдавать определенную сумму.
Даже если в классе будет 3-4 смельчака, выразивших протест, в «протоколе» родительского комитета появится запись: «Родители большинством голосов решили…». Меньшинство же, которое запросит документ для оплаты, в лучшем случае ничего не получит. В худшем – станет обладателем невидимой таблички «Я изгой. Бить сюда». Хотя, как говорят юристы, каждый добровольный благотворительный взнос на нужды школы должен быть оформлен заявлением с указанием суммы и назначения платежа. Все другое по закону является взяткой или вымогательством (зависимо от обстоятельств).
Однако родители свято верят, что детские сады и школы находятся в вечном кризисе, поэтому без лишних вопросов обеспечивают их канцтоварами, учебными пособиями, бытовой химией, постельным бельем, полотенцами, посудой, игрушками. Наверное, они не в курсе, что наша Рязанская область, например, в две тысячи пятнадцать году завоевала первое место среди субъектов РФ за успешную реализацию федерального проекта «Модернизация региональных систем дошкольного образования». Об этом на родительских собраниях не говорят.
Этим же учителям и воспитателям, кто, словно бойкий рекламщик, продолжает давить на мамскую боль и приговаривать: «Это все для вашего ребенка!», я спокойно отвечаю: «Для моего ребенка – у меня дома». Порой родители настолько увлекаются ремонтом школьного «второго дома» ребенка, что в нем появляются излишества, которых в «первом доме» сроду не встречалось. Казаться богатым наш народ любит, а прослыть бедным, не имеющим «всего четыре тысячи на ремонт» – стыдно. Лучше взять кредит и собрать школьника в первый класс, чем погуглить пару часиков, что по сути нужно первокласснику, а что – блажь учителя.
«А если это отразится на моем ребенке?»
Я уверена: несогласных со школьными поборами было бы на порядок больше, если б не умелая, четко продуманная система запугивания родителей. Даже если ты встаешь и твердо говоришь: «Я против», это еще не факт, что ты в конечном итоге не заплатишь.
Сначала с тобой побеседует учитель и, возможно, даже похвалит за смелость, но потом со взглядом бездомного котика опишет в красках тяжелую школьную жизнь, попутно сравнивая с твоей беззаботной. Если ты после чего не проникся чужими проблемами, то на горизонте появится умудренный опытом родитель с букетом случаев из жизни. В каждом из случаев главный герой – ребенок, пострадавший от рук принципиального родителя, не желавшего поделиться кровно заработанными с педработниками. Тут и малыш, сидящий в углу без обоев; и первоклассник, которому не выдали рабочую тетрадь: количество и яркость рассказов зависят от фантазии автора. Если после такой обработки тебе все еще страшно за своего ребенка, но платить категорически не хочется, пиши жалобу (не говори, а пиши!). На имя директора школы. Как показывает практика, это заметно ускоряет решение проблем. Это не сработало? Пиши в Министерство образования. Проверено: работает в 99% случаев.
Знать свои права важно, даже если их никто не ущемляет
Предположим, тебе повезло, и никто никогда не попросил на ремонт, на охрану, еще на что-то. Но есть и другие сферы, где права знать надо, опять же «для ребенка».
В первом классе мне пришлось сдавать деньги на рабочие тетради. У меня не было никаких знаний, что пригодится детям, а что нет. Я честно спросила у учителя: «Все рабочие пособия нужны для основных предметов, или есть что-то для дополнительных?». Ответ был: «Все для обязательных». Прошло два месяца, наступила вторая четверть: у нас новое расписание с новыми уроками, а предмет «Мир деятельности» выделен серым цветом – дополнительный предмет.
Разумеется, я написала заявление на имя директора о том, что по «Закону об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12, статья 43, п. 1, посещение внеурочной деятельности не является обязательным, и ребенок имеет право не ходить на дополнительные предметы. Заявление приняли, просьбу удовлетворили. Вернуть деньги за комплект рабочих тетрадей по «лишнему» предмету (а это пятьсот пятьдесят девять рублей из общей суммы 2389) мне никто не предложил.
Не доводите до абсурда
Временами мне задают вопросы мамочки в соцсетях. В одной из местных школ сплоченные родители «победили» систему: поборов там больше нет. Но есть другая проблема: некоторые родители принципиально не сдают даже на новогодний подарок для своего ребенка, а самого подарка ждут. Родительский комитет теряется, что делать, ибо боится, что кто-то пожалуется на них в прокуратуру: закон по такому делу строгий.
Мои результаты
Два года борьбы со школьными поборами принесли плоды. У нас отменили взносы за охрану, предмет «Мир деятельности» исключен из программы, обязательный вид школьной формы заменен на «деловой вид одежды», список рабочих тетрадей теперь формируют родители, деньги на капремонт больше не собирают, но всегда рады «пожертвованиям».
Полезные правила для тех, кто собирается отказаться платить школе поборы
- Не повышать голос на преподавателей и на других родителей.
- Постараться найти союзников (в собственном классе, в параллельном, в соцсетях).
- При общении с учителями и родительским комитетом ссылаться на законы.
- Писать письма: директору школы, в Министерство образования, в прокуратуру (в крайнем случае).
- Ничего не бояться (наши оппоненты часто боятся больше).