Размышления о платном образованиии


Сегодня образование может стоить и 120 тыс. рублей за 4 года, и 2 млн рублей за год. В первом случае вам раз в семестр прочитают лекцию в кинотеатре, помогут написать дипломную работу по интернету и выдадут «диплом государственного образца». Зато сумма ваших годовых затрат будет равна стоимости двухнедельной поездки в средний отель в Египте в разгар гражданской войны. А вот можно ли «отбить» потраченные на образование сотни тысяч и миллионы?

Несколько историй

С платным образованием у меня связаны две истории.

Первая, позитивная, моя лич- ная история — обучение на отделении политологии философского факультета МГУ (тогда политология еще не была отдельным факультетом).

Учился я на платном. Почему? Я изначально был настроен на платное, вероятно, это было связано с заниженной самооценкой.

Я перевелся в московскую математическую школу в 10-м классе, до того учился в провинции, в новых условиях было сложно, под постоянным прессингом жесткой конкуренции вечно плелся в хвосте и этот комплекс «про- винциала-недотепы» привел к тому, что к мечте, политологии, я подступал только с «контрактного» пути.

Думаю, что при должной подготовке и номальной самооценке вполне можно поступить на бесплатное, по крайней мере, учился на отделении я лучше многих.

Есть и другая причина, социального плана, когда родители изначально настраивают ребенка на «контракт» и даже часто занижают его самооценку — знаю по собственному опыту.

И ты думаешь, что платно — это норма, а бесплатно — это подозрительно, наверно, это блатной, чей-то родственник или гений. Потом приходишь на занятия и оказывается, что подозрительный — как раз ты, а в России до сих пор круто учиться бесплатно, а ты даже не попытался.

В первом случае вам раз в семестр прочитают лекцию в кинотеатре, помогут написать дипломную работу по интернету и выдадут «диплом государственного образца». Зато сумма ваших годовых затрат будет равна стоимости двухнедельной поездки в средний отель в Египте в разгар гражданской войны.

А вторая история — негативный опыт моего младшего брата. Он окончил тот же самый факультет, только направление связей с общественностью. И это было очень грустно — не имею ничего против связей с общественностью, но не в качестве основной профессии и как диплома. И если бы он поступал, куда хотел! На самом деле он не знал, куда податься, и только потом после окончания обучения и пары лет работы понял, какое ему нужно образование, и уехал его получать.

Размышления о платном образованиии

С точки зрения затрат на образование — совершенно нерациональные действия. Теперь он работает в ресурсной компании. В принципе ему пригодился бы любой первый диплом, а на МГУ по такой спорной специальности можно было не тратиться. Он со мной в этом согласен.

Я окончила ВМиК МГУ по направлению бизнес-аналитики, соответственно, училась по контракту. Обучением пол- ностью довольна, поскольку преподавателями ВМиК был задан высокий уровень. Мой отец — выпускник ВМиК, ему было важно, чтобы я продолжила семейную традицию. Думаю, получение такого образования вполне оправдывает себя и окупается, выпускники идут работать в компании или занимаются бизнесом, постепенно начинают неплохо зарабатывать.

По крайней мере, это фундаментально, на такое образование можно, при желании, «накладывать» другие. На мой личный взгляд, ВМиК, мехмат, даже экономика, физика, науки о материалах — во все это рационально вкладываться, при должном подходе оно окупится.

Про гуманитарные специальности я бы говорила осторожно — тут не все зарабатывают хорошо, важнее талант, чем деньги, люди должны иметь большую склонность к науке, которую идут изучать. Здесь нужно, что называется, выбирать сердцем. И совершенно не считаю, что стоит платить за «новомодные» специальности, которые появляются во всех институтах как дань моде, — пиар, эйчар, джиар, аудит, что-то еще.

Платить надо за базовое образование, а это все похоже на курсы, их можно освоить, если нужно по работе, но это не заменит основу. Если бы не семейная традиция, я бы пошла на право, но и сейчас не поздно, просто пока еще есть усталость от учебы. В общем, все, кто задумывается о ВМиК, — идите смело, все хорошо устраиваются, можно даже брать образовательный кредит, сможете его потом вернуть

Алчная престижность

Поступление моей дочери на социологический факультет было нашим совместным решением. Она не очень понимала, чем хочет заниматься, мне хотелось видеть ее студенткой престижного вуза. Сейчас я смотрю на эту ситуацию иначе, чем тогда, и могу дать такой совет абитуриентам и их родителям — не гонитесь за престижем, он иногда застилает нам глаза, и мы забываем, что диплом — не столовое серебро, он не для того создан, чтобы дразнить соседей.

Лучше всего, когда ребенок сам знает, чем хочет заниматься. У нас была другая ситуация. Социологический факультет был выбран потому, что там училась подруга дочери, она знала репетиторов, было мнение, что туда поступить легче, чем на международную политику. В итоге, по моему мнению, все пять лет учебы дочь провела в кафе с подругами.

Самое негативное в этом не то, что они прогу ливали, кто не прогуливает в студенчестве, а то, что они очень бестолково прогуливали. Их было несколько девиц, они целыми днями пили кофе и, предполагаю, курили, и так все дни напролет. Вместо того чтобы «поднять» мою дочь, несколько расслабленную под опекой родителей, эта среда, наоборот, благополучно «похоронила» даже те начинания, что были. Я очень злился по этому поводу, все-таки на дворе не XIX век, апатичные девицы даже мужьям неинтересны.

Каким-то чудом постепенно к концу учебы ситуация улучшилась — появились девочки-подруги, начинающие свой маленький бизнес. Это все распространяется как мода — моей дочери тоже захотелось интернет-магазин платьев, шоу- рум в центре — я ограничил ее онлайн-магазином в сети «ВКонтакте», потом интересы менялись, что- то ушло, что-то осталось.

Никогда бы про себя не подумал, что буду радоваться, что моя дочь любит покупать одежду. В таких случаях любое хобби — это возможность потенциального заработка, интереса и дела.

Подводя итог скажу, что главное для отцов дочерей — не слишком их баловать и не списывать это на то, что дочь выйдет замуж, ей профессия нужна для интереса и престижа. Сейчас не то время, и женщина должна иметь возможность заработать пусть не большие, но деньги — на еду, одежду, может, и машину.

То количество апатичных девушек, которых выпускают престижные вузы, — это результат «политики» родителей, без платности образования эти дамы туда с таким подходом не попали бы. Все-таки нужно держать марку и привыкать к труду, потому что потом будет лень приготовить мужу борщ и погулять с ребенком.